Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 декабря 2014 г. N 1171
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобы ОАО "Гражданпроект" и ООО ПИ "Красаэропроект" на действия конкурсной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края при проведения открытого конкурса "На право заключения контракта на выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации по объектам: "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта" Октябрьский район, г. Красноярск. Комплекс горнолыжных трасс", "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта" Октябрьский район, г. Красноярск. Хаф-пайп комплекс", "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта" Октябрьский район, г. Красноярск. Комплекс трасс для фристайла", "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта" Октябрьский район, г. Красноярск. Административно-тренерский блок "Фристайл", "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта" Октябрьский район, г. Красноярск. Спортивно-тренерский блок "Снежный" с проведением инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, обследованием строительных конструкций подлежащих реконструкции и сносу существующих зданий, сооружений хозяйственно-инженерной инфраструктуры и получением положительного заключения федеральной государственной экспертизы по каждому объекту" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ОАО "Гражданпроект" и ООО ПИ "Красаэропроект" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа (далее - жалоба).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, конкурсной комиссии, уполномоченного органа и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы ОАО "Гражданпроект": неправомерное отклонение заявки на участие в конкурсе.
Существо жалобы ООО ПИ "Красаэропроект": неправомерное отклонение заявки на участие в конкурсе.
На рассмотрение жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Новичихин Артем Иванович (доверенность от 27.10.2014),
- представитель заказчика: Полосина Александра Олеговна (доверенность N 29 от 27 января 2014 года),
- представитель ОАО "Гражданпроект": Белоусов Александр Валентинович (доверенность N 115 от 02.12.2014),
- представители ООО ПИ "Красаэропроект": Орешников Климентий Сергеевич (доверенность от 01.12.2014), Баслакова Диана Александровна (доверенность от 01.12.2014).
Из содержания жалобы ОАО "Гражданпроект" следует, что ОАО "Гражданпроект" подало заявку на участие в конкурсе. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией уполномоченного органа было принято решение об отклонении заявки ОАО "Гражданпроект". Податель жалобы не согласен с указанным решением конкурсной комиссии по следующим основаниям:
- ГОСТ Р 55201-2012 является действующим нормативным актом, с датой введения в действие с 01.06.2013. Указание на 2012 года является указанием на год издания приказа и не относится к дате вступления в силу указанного нормативного акта. При подаче заявки ОАО "Гражданпроект" указало максимально полно отраженное сокращенное наименование нормативного акта и его номер;
- Градостроительный кодекс РФ является действующим нормативным актом в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ, в том числе с учетом изменений на 21 июля 2014 года (указанными в заявке подателя жалобы) и с учетом более поздних изменений на дату подачи заявки. При этом, по мнению подателя жалобы, указание в заявке фразы "с учетом изменений на 21 июля 2014 года" не содержит недостоверных сведений и не превращает Градостроительный кодекс РФ в недействующий нормативный акт.
При этом податель жалобы также отмечает, что конкурсной документацией не было установлено требования об указании полного наименования и даты нормативного акта при заполнении
Из содержания жалобы ООО ПИ "Красаэропроект" следует, что ООО ПИ "Красаэропроект" подало заявку на участие в конкурсе. По результатам рассмотрения конкурсных заявок конкурсной комиссией было принято решение об отклонении указанной заявки. ООО ПИ "Красаэропроект" не согласно с указанным решением комиссии, поскольку считает, что конкурсная заявка была подана в соответствии с требованиями конкурсной документации и на основании положений Закона о контрактной системе.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от уполномоченного органа, из которых следует, что уполномоченный орган не согласен с доводами подателей жалоб по следующим основаниям.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 0119200000114006803 от 24.11.2014 года заявка ОАО "Гражданпроект" была отклонена по следующим причинам.
В форме N 4, представленной в составе заявки на участие в открытом конкурсе подателем жалобы, указано, что при выполнении работ ООО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" будет применять недействующие на территории РФ нормативно-технические документы, а именно: ГОСТ Р 55 201 и Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года).
В разделе "Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, предложение в отношении объекта закупки в соответствии с требованиями к описанию участниками конкурса технических и качественных характеристик объекта закупки.
В соответствии с "Требования к описанию участниками конкурса технических и качественных характеристик объекта закупки" участники конкурса представляют:
1. Перечень действующих нормативно - технических документов, планируемых к применению при выполнении работ (форма N4);
2. Перечень лицензионных программных комплексов, планируемых к применению при выполнении работ, расчетные программы, программы по составлению смет (форма N5).
Таким образом, участники открытого конкурса в форме N 4 обязаны указывать нормативно-технические документы, планируемые к применению при выполнении работ, которые действовали на территории Российской Федерации на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе.
ОАО "Гражданпроект" подало заявку на участие в открытом конкурсе в 10 часов 05 минут 19 ноября 2014 года.
На момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе вышеуказанным обществом на территории Российской Федерации действовал Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (с изменениями на 22 октября 2014 года).
Учитывая вышеизложенное, конкурсная комиссия пришла к выводу, что ОАО "Гражданпроект" указало нормативно-технический документ, планируемый к применению при выполнении работ, который не действовал на территории Российской Федерации на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе, что не соответствует требованиям к описанию участниками конкурса технических и качественных характеристик объекта закупки.
Кроме того, такой нормативно-технической документ как ГОСТ Р 55 201 не действует на территории Российской Федерации, что подтверждается сведениями, полученными с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Таким образом, уполномоченный орган считает, что конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку, поданную ОАО "Гражданпроект", на участие в конкурсе в полном соответствии с действующим законодательством, на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, уполномоченный орган просит признать жалобу ОАО "Гражданпроект" необоснованной.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 0119200000114006803 от 24.11.2014 года, в составе заявки на участие в конкурсе, представленной участником закупки ООО Проектный институт "Красаэропроект", не представлена опись входящих в состав заявки документов (опись приложена отдельно, в качестве самостоятельного документа).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе представляется по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Согласно требованиям конкурсной документации участник открытого конкурса предоставляет заявку на участие в конкурсе в виде единого документа, все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридических лиц) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным таким участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса, и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
Вышеуказанные требования конкурсной документации установлены в полном соответствии с требованиями части 4 статьи 51 Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, уполномоченный орган считает, что Закон о контрактной системе не предусматривает ни каких иных, непрошитых в единый том документов, предоставляемых вместе с заявкой на участие в открытом конкурсе. Опись как отдельный документ, не входящий в заявку, не предусматривается законом.
Таким образом, Закон о контрактной системе устанавливает, что опись является частью заявки и к описи должны предъявляться те же требования, что и к самой заявке, а именно требование о том, что все документы, входящие в состав заявки, должны быть прошиты.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона, извещению об осуществлении закупки, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, уполномоченный орган считает, что конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку, поданную ООО Проектный институт "Красаэропроект", на участие в конкурсе в полном соответствии с действующим законодательством, на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации.
Учитывая вышеизложенное, уполномоченный орган просит признать жалобу ООО Проектный институт "Красаэропроект" необоснованной.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения конкурса.
Предметом названной закупки является выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации по объектам, с проведением инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических изысканий, обследованием строительных конструкций подлежащих реконструкции и сносу существующих зданий, сооружений хозяйственно-инженерной инфраструктуры и получением положительного заключения федеральной государственной экспертизы по каждому объекту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 названного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации (раздел "Требования к описанию участниками конкурса технических и качественных характеристик объекта закупки") установлено, что в составе заявки участники конкурса предоставляют перечень действующих нормативно - технических документов, планируемых к применению при выполнении работ (форма N4).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Из анализа заявки ОАО "Гражданпроект" на участие в конкурсе следует, что ОАО "Гражданпроект" в названном перечне в том числе указало, что при проведении работ ОАО "Гражданпроект" будут применены "ГОСТ Р 55201 Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства" и Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года).
Указанный в конкурсной заявке ГОСТ Р 55201 не является нормативным документом, действующим на территории Российской Федерации,
Довод подателя жалобы о том, что при заполнении заявки имелся ввиду ГОСТ Р 55201-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства комиссией Красноярского УФАС России отклоняется, по следующим основаниям.
В заявке на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и конкурсной документацией должны быть указаны нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации. При этом конкурсная документация не устанавливает требований к порядку описания нормативного акта, предлагаемого для использования участником конкурса при исполнении контракта. Участники конкурса самостоятельно определяют такой перечень и описывают нормативные акты любым способом. При этом конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на участие в конкурсе осуществляет проверку достоверности представленной в заявках информации.
Указание в заявке нормативного акта, не идентифицируемого в действующем законодательстве Российской Федерации, является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации, поскольку конкурсная комиссия не вправе принимать решение о признании конкурсной заявки соответствующей требованиям конкурсной документации в случае, если из заявки на участие в конкурсе нельзя определить конкретное предложение участника закупки (из конкурсной заявки ОАО "Гражданпроект" не следует какой именно нормативный акт ОАО "Гражданпроект" собирается применять при исполнении контракта).
Кроме того, довод ОАО "Гражданпроект" о том, что пропущенное в нумерации ГОСТа указание на 2012 год не является основанием для признания указанного акта недействующим также отклоняется Комиссией Красноярского УФАС России, поскольку названное указание ("-2012") не является датой принятия документа, а является частью присвоенного нормативному акту номера, то есть частью обязательного реквизита такого акта.
Поскольку участником закупки ОАО "Гражданпроект" указан государственный стандарт (ГОСТ Р 55 201), не являющийся нормативным документом на территории Российской Федерации, конкурсной комиссией правомерно было принято решение об отклонении заявки ОАО "Гражданпроект".
Кроме того, в заявке ОАО "Гражданпроект" указано, что при исполнении контракта ОАО "Гражданпроект" планирует использовать Градостроительный кодекс РФ с изменениями на 21 июля 2014 года. При этом на дату подачи заявки ОАО "Гражданпроект" на участие в конкурсе действует редакция указанного кодекса от 22.10.2014. Таким образом, ОАО "Гражданпроект" указало в своей заявке нормативный акт - Градостроительный кодекс РФ без учета изменений, вступивших в силу после 21.07.2014.
Кроме того, Комиссией Красноярского УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.2 проекта контракта, входящего в состав конкурсной документации, подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1. контракта в соответствии с условиями контракта, техническим заданием (приложение N 1 к контракту), которое составляется подрядчиком на основании описания объекта закупки, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Из положений конкурсной документации, а также пояснений представителя заказчика следует, что в указанном в пункте 1.2 проекта контракта техническом задании в том числе указываются нормативные акты, которые содержатся в заявке победителя конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Таким образом, указание в конкурсной заявке недействующего на территории Российской Федерации нормативного акта, а также нормативного акта в недействующей редакции и соответственно составление заказчиком контракта и технического задания на основании заявки, содержащей такую информацию, может являться основанием для заключения контракта с нарушением требований законодательства и невозможности исполнения такого контракта.
Из анализа заявки ООО ПИ "Красаэропроект" Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
ООО ПИ "Красаэропроект" предоставило заявку на участие в конкурсе. При этом опись документов, входящих в состав заявки не была прошита, была предоставлена отдельным документом.
Требования к оформлению заявки на участие в конкурсе установлены Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, законодателем было определено требование об обязательном предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе описи документов, входящих в состав такой заявки. Причем названная опись также является документом, входящим в состав заявки. Следовательно, такая опись должна быть также прошита с остальными документами, входящими в состав единой заявки. При этом установленные законодателем требования к оформлению заявки (часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе) являются обязательными и их неисполнение является основанием для отклонения конкурсной заявки (законодателем определено только одно исключение - ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы).
Заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации в соответствии с требованиями части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса предоставляет заявку на участие в конкурсе в виде единого документа, все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридических лиц) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным таким участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса, и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
Таким образом, предоставление заявки на участие в конкурсе без включенной в нее описи документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, является предоставлением заявки с нарушением требований конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Поскольку ООО ПИ "Красноярскаэропроект" предоставило заявку на участие в конкурсе без включенной в нее описи документов, входящих в заявку, решение конкурсной комиссии по отклонению заявки ООО ПИ "Красаэропроект" является правомерным.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ОАО "Гражданпроект", ООО ПИ "Красаэропроект" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 декабря 2014 г. N 1171
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2014