Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 декабря 2014 г. N 462
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Л.В. Самар |
- начальник отдела контроля закупок; |
|
В.С. Лозинская |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев материалы дела N 7-1/673 о нарушении государственным заказчиком ФКУ "Дальуправтодор" Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили жалобы ООО "Нефтегазэнергодор" и ООО "Дальтеплостройизоляция" от 08.12.2014 и от 04.12.2014 на положения документации при осуществлении государственной закупки путем проведения открытого конкурса на проектно-изыскательские работы и экспертизу проектов на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-375 "Восток" Хабаровск-Красный Яр-Ариадное-Чугуевка-Находка на участке км 159+000 - км 170+000, Хабаровский край. Заказчиком в данной закупке выступает Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства".
Суть жалобы ООО "Нефтегазэнергодор" сводится к следующему. Заказчик в аукционной документации установил нереальные сроки выполнения работ по инженерным изысканиям. Согласно графику производства работ и финансирования в декабре предполагается выполнить ряд работ, а именно: инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, всего работ на сумму 3 989 000 рублей. Контракт по данному аукциону должен быть заключен 22.12.2014 года. Таким образом, заказчик, требуя выполнить вышеуказанные работы за 9 дней, ставит исполнителю заведомо невыполнимые условия. Инженерно-геодезические изыскания требуют не мене двух недель на заложение реперов и отстаивание их в грунте. Инженерно-геологические изыскания требуют проведения лабораторных исследований, которые занимают не менее одного месяца
В жалобе ООО "Дальтеплостройизоляция" указано, что установленные в техническом задании сроки противоречат условиям приемки работ и оплаты работ, прописанные в контракте, а также аукционной документации. Так, согласно приложению 2 к контракту (график выполнения и финансирования работ) в декабре 2014 года предполагается выполнить работы (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеологические изыскания, инженерно-экологические изыскания) на сумму 3 989 000 рублей. В проекте контракта описан порядок выполнения, приемки сдачи работ. Согласно п.6.1. Проекта Контракта приемка работ осуществляется Заказчиком ежемесячно в период до 20 числа отчетного месяца. Заявителю не понятно, каким образом он должен сдать отчет по проделанной работе до 20 декабря 2014 года, если заключение контракта планируется только 22 декабря 2014 года. По мнению заявителя действия заказчика, выразившиеся в установлении заведомо невыполнимых условий исполнения контракта, нарушают один из основополагающих принципов контрактной системы, установленный ст.8 Закона о контрактной системе.
В рамках рассмотрения поступивших жалоб на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100004514000201 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.11.2014 г.
Общая начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 946 520 рублей.
Срок окончания подачи заявок - 08.12.2014 г.
На момент рассмотрения жалобы подано две заявки на участие в конкурсе.
Заказчиком представлены все необходимые для проверки документы, в том числе и мотивированный отзыв, в соответствии с которым считают жалобы необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с п. 4.7 свода правил 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96" Инженерные изыскания на строительство, основные виды инженерных изысканий (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеологические изыскания, инженерно-экологические изыскания) выполняются раздельно или в комплексе. Таким образом, заказчик считает, что при наличии достаточного количества специалистов возможно выполнение различных видов изысканий одновременно, что и предусмотрено при составлении графика.
Доводы заявителя о выдержке реперов также является несостоятельным, т.к. для выполнения изысканий для капитального ремонта автомобильных дорог данное требование не предусмотрено. Кроме того, срок инженерно-геодезических изысканий предусмотрен графиком выполнения работ до 31.01.2015 г.
Что касается доводов в части сроков инженерно-геологических работ, которые требуют "выращивания образцов анализа в течении одного месяца", то такие исследования также отсутствуют в методических указаниях по инженерно-геологическим обследованиям при изыскании автомобильных дорог.
На заседании комиссии представитель заказчика подтвердил доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.
Изучив материалы дела и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По графику выполнения и финансирования работ, а также согласно требованиям контракта часть работ должна быть выполнена и сдана до 20 декабря при том что заключение самого контракта состоится не ранее 22 декабря. Таким образом, противоречия, содержащиеся в аукционной документации, в части сроков выполнения работ, условиям приемки и оплаты работ, прописанные в контракте, не обеспечивают прозрачности открытости и полноты информации о закупке, что в свою очередь не позволяет потенциальным участникам сформировать конкурсное предложение.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик, установив невыполнимые требования исполнения контракта, ограничил тем самым число участников закупки.
Вместе с тем, доводы жалобы ООО "Нефтегазэнергодор" в части установления нереальных сроков выполнения ряда работ (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеологические изыскания, инженерно-экологические изыскания) являются несостоятельными. Законом не предусмотрено какое-либо регламентирование сроков по данным видам работ, и как следует из пояснений заказчика при наличии достаточного количества специалистов их выполнение вполне реально.
Также в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 50, п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 5.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации
Конкурсной документацией установлены требования к участникам закупки и к конкурсным заявкам о наличии у участника допусков, выданных саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к видам работ по Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а именно:
-наличие у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией;
- наличие у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам по организации инженерных изысканий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.
Вместе с тем в Перечне видов работ, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624, не содержится такого вида работ как - работы "по организации инженерных изысканий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Кроме того, пунктом 7.1 проекта контракта не допускается привлечение субподрядных организаций, следовательно работы по организации строительства государственным контрактом не предусмотрены. Установление не соответствующих объекту закупки требований к участникам закупки нарушает ч. 1 ст. 50, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нефтегазэнергодор" от 04.12.2014 на действия заказчика - Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" при осуществлении государственной закупки путем проведения открытого конкурса на проектно-изыскательские работы и экспертиза проектов на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-375 "Восток" Хабаровск-Красный Яр-Ариадное-Чугуевка-Находка на участке км 159+000 - км 170+000, Хабаровский край (извещение N 0322100004514000201) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Дальтеплостройизоляция" от 04.12.2014 на действия заказчика - Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" при осуществлении государственной закупки путем проведения открытого конкурса на проектно-изыскательские работы и экспертиза проектов на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-375 "Восток" Хабаровск-Красный Яр-Ариадное-Чугуевка-Находка на участке км 159+000 - км 170+000, Хабаровский край (извещение N 0322100004514000201) обоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим ч.2 ч.3 ст.7; ч.2 ст.8; ч. 6 ст. 31; п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание о внесении изменений в аукционную документацию, включая проект контракта том числе требований к участникам и в части сроков предполагаемых к выполнению работ в декабре 2014 года, а также продлении сроков подачи заявок в соответствии с Законом о контрактной системе (извещение N 0322100004514000201).
Председатель комиссии: Е.В. Гуринович
Члены комиссии: Л.В. Самар
В.С. Лозинская
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 декабря 2014 г. N 462
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2014