Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 ноября 2014 г. N 411
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Тендер Эксперт" и материалы дела N7-1/616, на действия государственного заказчика - ФБУ Дальневосточный РЦСЭ Минюста России при осуществлении государственной закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству системы кондиционирования (вентиляции) в помещении Заказчика (извещение N 0322100001714000016),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившей жалобы на основании статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0322100001714000016 размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru в сети Интернет в сроки, предусмотренные статьей 63 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет:
- 1 117 135 рублей 50 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.11.2014 N0322100001714000016-1, поступило 3 заявки. Аукционной комиссией принято решение о соответствии всех поступивших заявок.
По результатам проведения аукциона (Протокол проведения электронного аукциона от 20.11.2014 N0322100001714000016-2) лучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с порядковым номером 2 в размере 1 094 792 рубля 78 копеек, второе место занял участник закупки с порядковым номером заявки 1 с предложенной ценой в размере 1 100 378 рублей 46 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.11.2014 N0322100001714000016-3 все участники закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя сводятся к следующим основаниям:
- незаконно установлен срок окончания подачи аукционных заявок на нерабочий день;
- установлены незаконные требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе;
- установлено незаконное требование к участникам закупки, как "правомочность участника закупки заключать контракт";
- в документации о закупке не установлены показатели эквивалентности указанных товарных знаков;
- считают, что в документации установлено незаконное требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО.
В установленные сроки от специализированной организации (ООО "Специализированная организация "ГОСЗАКАЗ Аутсорсинг") поступил мотивированный отзыв по существу поданной жалобы, в котором опровергают ряд доводов жалобы, по следующим основаниям:
- срок окончания подачи аукционных заявок установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию и составу первой части заявок соответствуют нормам Закона о контрактной системе;
- согласны с фактом установления незаконного требования о правомочности участника закупки заключать контракт. Пояснил, что в техническом задании указаны марки оборудования, совместимые с уже действующими оборудованием;
- указывают на законное установление требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в ст. 42 Закона о контрактной системе. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении такого аукциона должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с документацией об Аукционе, извещением о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 15 ноября 2014 года 15 часов 00 минут.
Согласно производственному календарю 15.11.2014 года является нерабочим праздничным днем. Следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации 15.11.2014 года не может являться датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, срок для подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть перенесен на 17.11.2014.
Государственным заказчиком, специализированной организацией неправомерно определено окончание срока подачи заявок в нерабочий день, что является нарушением требований п. 6 ст. 42, ч. 5 ст. 63, п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В п. 9 раздела II "Информационная карта" аукционной документации установлено, что обеспечение исполнения контракта предоставляется не позднее 10 (десяти) банковских дней со дня размещения на ЭТП www.sberbank-ast.ru/ протокола подведения итогов электронного аукциона, либо протокола рассмотрения единственной заявки.
Требования, предъявляемые к обеспечению исполнения контракта по результатам электронного аукциона, указаны в ст.ст. 70, 96 Закона о контрактной системе, согласно которым отсутствует указание о предоставлении такого обеспечения в срок не позднее 10 (десяти) банковских дней со дня размещения на ЭТП www.sberbank-ast.ru/ протокола подведения итогов электронного аукциона, либо протокола рассмотрения единственной заявки, как указано в оспариваемой документации.
Определяя процедуру осуществления закупок, Закон о контрактной системе устанавливает императивные требования к заказчикам и исключает для них возможность действовать по собственному усмотрению исходя из гражданско-правового принципа "можно все, что прямо не запрещено".
Государственным заказчиком, специализированной организацией установлено требование к срокам предоставления обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных Законном о контрактной системе, что является нарушением требований ч. 3, ч. 6 ст. 70 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пп. Б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 10 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) Согласие на оказание услуг (в соответствии с интерфейсом оператора электронной площадки).
2) Конкретные показатели (в случае, если используются эквивалентные материалы) указать бренд, страну производителя.
Законом о контрактной системе не установлены требования об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе бренда, страны производителя.
Учитывая вышеуказанное, государственным заказчиком, специализированной организацией нарушено требование ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п. 4.3 раздела I документации об электронном аукционе государственным заказчиком, специализированной организацией установлено требование к участникам закупки о предоставлении правомочности заключать контракт.
Учитывая, что требование к участникам закупки о предоставлении правомочности не предусмотрено Законом о контрактной системе, заказчик, специализированная организация, установив данное требование, нарушили положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент"
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе III "Техническое задание" аукционной документации государственным заказчиком, специализированной организацией установлены требования к материалам, применяемых при выполнении заявленных работ. В информационной таблице о материалах указаны марки и определены конкретные эквивалентные товарные знаки, без указания показателей, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требований к материалам при выполнении работ, а также указан производитель оборудования, что является нарушением ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 Информационной карты раздела II аукционной документации установлены требования к составу второй части заявки в виде наличия и предоставления в составе заявки выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624), а именно: п. 15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха; п. 24. Пусконаладочные работы; п. 24.14. Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха; п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком); п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Также в п. 22 Информационной карты раздела II аукционной документации указано, что привлечение субподрядчиков не предусмотрено.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой перечень утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а также работы по жилищно-гражданскому строительству (пункты 33, 33.3 Перечня N 624) отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, и требующим при их выполнении свидетельства о допуске к таким видам работ.
Вместе с тем, в Перечень N 624 включены и отдельные виды работ по устройству и демонтажу системы вентиляции и кондиционирования воздуха (пункт 15.4), работ по наладке систем вентиляции и кондиционирования воздуха (пункт 24.14), которые требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 ГрК РФ (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты).
Здание, в котором подлежат выполнению работы по капитальному ремонту вентиляции, не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам (статья 48.1 ГрК РФ).
Таким образом, для выполнения видов работ по пунктам 15.4 и 24.14 на объектах, не перечисленных в статье 48.1 ГрК РФ, свидетельство СРО не требуется.
Учитывая вышеуказанное, аукционная документация в части наличия требования о предоставлении участниками свидетельства СРО о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту по пунктам 15.4, 24.14, 33 и 33.3 не соответствует законодательству о контрактной системе и существенно ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Государственный заказчик, специализированная организация, установив требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО, нарушили положение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе .
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 46 Закона о контрактной системе Проведение переговоров заказчиком с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При проведении электронного аукциона проведение переговоров заказчика с участником электронного аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронном аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.
В извещении о проведении оспариваемой закупки указана возможность оказания помощи (юридической и технической) при подаче электронной заявки с указанием электронного адреса исполнителя услуг - http://www.torgi.habk.ru.
Указав данную информацию, государственный заказчик, специализированная организация нарушили требования ст. 46 Закона о контрактной системе, в части указания возможности проведения переговоров с потенциальными участниками закупки в отношении подготовки аукционных заявок по электронному аукциону на выполнение работ по устройству системы кондиционирования (вентиляции) в помещении Заказчика (извещение N 0322100001714000016).
В соответствии с ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Протокол проведения электронного аукциона от 20.11.2014 N0322100001714000016-2 размещен на электронной площадке 20.11.2014, следовательно, предельно установленная дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе является 24.11.2014, с учетом, что 23.11.2014 является нерабочем днем.
Аукционной комиссией осуществлена процедура по рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе 25.11.2014, то есть с нарушением требования ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 31, 33, 46, 64, 66, 67, 99 Закона о контрактной системе, комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тендер Эксперт" на действия специализированной организации - ООО "Специализированная организация "ГОСЗАКАЗ Аутсорсинг", государственного заказчика - ФБУ Дальневосточный РЦСЭ Минюста России при осуществлении государственной закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству системы кондиционирования (вентиляции) в помещении Заказчика (извещение N 0322100001714000016) обоснованной.
2. Признать в действиях специализированной организации - ООО "Специализированная организация "ГОСЗАКАЗ Аутсорсинг", государственного заказчика - ФБУ Дальневосточный РЦСЭ Минюста России нарушения требований п. 6 ст. 42, ч. 5 ст. 63, п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 64, п. 8 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, ч. 6 ст. 31, ст. 33, ст. 46, ч. 3 и ч. 6 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение требования ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание аукционной комиссии, государственному заказчику, специализированной организации об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России с целью возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 ноября 2014 г. N 411
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2014