Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 декабря 2014 г. N Г-879-04/2014
Резолютивная часть оглашена 19.12.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста - эксперта;
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу ООО "Перспектива Строительства" (г. Москва) на положения документации при проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту первого этажа административного здания для размещения многофункционального центра в г. Вязники для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (номер извещения 0328300125114000565).
19.12.2014 на заседании Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок присутствовали представители уполномоченного органа - Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Вязниковского района (далее - уполномоченный орган) и представители заказчика - администрация муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (далее - заказчик) (доверенность N 01-55 от 19.12.2014), (доверенность N 01-55 от 19.12.2014).
ООО "Перспектива Строительства" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило (уведомление N 04/7115 от 18.12.2014 г.).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
17.12.2014 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива Строительства" на положения документации при проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту первого этажа административного здания для размещения многофункционального центра в г. Вязники для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (номер извещения 0328300125114000565).
В жалобе заявитель указал на следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 установлены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее по тексту - Правила).
Пункт 4 указанных правил гласит о том, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 миллионов рублей до 50 миллионов рублей.
Начальная цена контракта в соответствии с условиями извещения и аукционной документации составляет 8 323 600 рублей.
В нарушение данного требования Правил, пункт 12.2 проекта контракта содержит положение, в соответствии с которым за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) предусмотренных контрактом, размер штрафа составляет 10 процентов цены контракта.
Следует вывод о некорректном установлении ответственности поставщика за ненадлежащее выполнение условий контракта.
Кроме того, пункт 5 Правил определяет, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 миллионов до 50 миллионов рублей.
В нарушение указанного требования, пункт 12.3 проекта контракта содержит условие, при котором за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа составляет 2,5 процента цены контракта.
Таким образом, заявитель полагает, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, не соответствует законодательным требованиям, определяющим ответственность сторон на невыполнение условий контракта.
Представители заказчика, присутствовавшие на заседании Комиссии Владимирского УФАС России признали факт установления в проекте контракта положений об ответственности сторон ненадлежащим образом, однако указали на то обстоятельство, что штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контракта не относятся к существенным его условиям. В этой связи, исправление допущенной ошибки возможно путем заключения дополнительного соглашения сторон.
Кроме того, указанные лица обращают внимание Комиссии на то обстоятельство, что данный участник закупки имел возможность указать заказчику на ненадлежащие условия проекта контракта путем подачи запроса на разъяснения положений аукционной документации.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В свою очередь, часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 5 указанной статьи закона предполагает, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 указанной статьи определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Часть 7 данной статьи закона гласит о том, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В свою очередь, часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации требований статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок постановлением Правительства от 25.11.2013 N 1063 утверждены вышеупомянутые Правила.
Пункт 1 указанного документа гласит о том, что Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
В силу пункта 2 Правил, размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
Часть 4 Правил предусматривает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В свою очередь, пункт 5 Правил определяет, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 6 Правил закреплено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
7. Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
8. Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
28.11.2014 на официальном сайте оператора электронной торговой площадки и официальном сайте для размещения информации о размещении заказов опубликованы извещение и документация электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту первого этажа административного здания для размещения многофункционального центра в г. Вязники для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (номер извещения 0328300125114000565).
Заказчик: администрация МО Вязниковский район Владимирской области, уполномоченный орган: Комитет по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Вязниковского района Владимирской области.
Начальная цена контракта: 8 323 600 рублей.
Документация об электронном аукционе утверждена распоряжением главы МО Вязниковский район Владимирской области от 28.11.2014 N 146-р.
В составе документации электронного аукциона (приложение N 6 к аукционной документации) содержится проект контракта, являющийся ее неотъемлемой частью в соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Пункт 12.1 раздела 12 проекта контракта "Ответственность сторон" предусматривает, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему контракту виновная Сторона несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 12.2 проекта контракта устанавливает, что за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа составляет 10 процентов цены контракта.
Следует вывод о том, что указанный пункт проекта контракта не отвечает требованиям подпункта "б" пункта 4 Правил.
В свою очередь, пункт 12.3 проекта контракта предусматривает, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа составляет 2,5 процента цены контракта.
Следовательно, указанный пункт проекта контракта не отвечает требованиям подпункта "б" пункта 5 Правил.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России обращает внимание заказчика на следующее обстоятельство.
Поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, в проекте контракта надлежит устанавливать все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пункт 12.4 проекта контракта определяет, что подрядчик несет ответственность в виде пени за просрочку исполнения обязательства, в том числе гарантийного. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Комиссия Владимирского УФАС России делает заключение о том, что данный пункт проекта контракта не в полной мере отвечает требованиям Правил, поскольку в нем не отражена формула, в соответствии с которой рассчитывается пеня за просрочку поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России обращает внимание заказчика на необходимость отражения в проекте контракта положения о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При имеющихся обстоятельствах, Комиссия Владимирского УФАС России делает вывод о несоответствии приложения N 6 к рассматриваемой аукционной документации - проекта контракта требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и требованиям упомянутых Правил.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива Строительства" на положения документации при проведении электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту первого этажа административного здания для размещения многофункционального центра в г. Вязники для нужд администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области (номер извещения 0328300125114000565) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Выдать заказчику, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 декабря 2014 г. N Г-879-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2014