Дата оглашения решения: 18 ноября 2014 года город Иваново
Дата изготовления решения: 21 ноября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления; членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Дербенёвой А.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Ямской Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - заказчик, Администрация): Филиппова Дмитрия Владимировича (доверенность от 14.11.2014);
ООО "Специализированная организация по размещению заказа "Тендер" (далее - специализированная организация): Чмыревой Ольги Александровны (доверенность от 18.11.2014), Фроловой Анастасии Алексеевны (доверенность от 18.11.2014);
в отсутствие представителей ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - заявитель, общество), уведомлены надлежащим образом, но на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представители общества не явились,
УСТАНОВИЛА:
12.11.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия заказчика - Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области на период 2014 - 2024 годы (извещение N 0133300012614000142).
Заявитель считает, что в ходе проведения указанного открытого конкурса заказчиком при формировании документации данного открытого конкурса было допущено нарушение ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В Приложении 1 к Информационной карте открытого конкурса установлены следующие критерии оценки заявок и величина значимости критериев оценки: цена контракта - значимость критерия 20 %; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 80 %. В соответствии с п. 3 Приложением к правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%, могут быть установлены только для "исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ". Работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Таким образом, заказчиком не правильно установлены критерии оценки заявок и их величины значимости.
Из пояснений Администрации, изложенных в письме от 17.11.2014 N 2696-03, а так же из пояснений данных представителем заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следовало, что жалоба общества является необоснованной, так как конкурсная документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители специализированной организации поддержали позицию, изложенную ранее в своем письме (вх. N 4276 от 17.11.2014) направленном в Ивановское УФАС России, а так же пояснили, что заказчиком правомерно установлены критерии оценки заявок. Работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения относятся к научно-исследовательским работам, а именно: к прикладным и поисковым научным исследованиям, так как в процессе разработки схем происходит получение новых знаний о состоянии и перспективах развития водоснабжения и водоотведения. Полученные знания отвечают как целям разработки схем, так и требованиям научно-технической деятельности: рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов, что невозможно без внедрения и использования инновационных технологий. Кроме того при разработке схем водоснабжения используются научные методы, такие как анализ, оценка текущего состояния и иные. Также представители специализированной организации пояснили, что на этапе разработки конкурсной документации ими были сделаны запросы в ОГУП "Ивановский центр энергосбережения" и Некоммерческую организацию "Ивановский фонд энергосбережения", от которых были получены заключения. Из представленных заключений следовало, что работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения относятся к научно-исследовательским.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России о том, будут ли полученные результаты работ, являющиеся предметом данного конкурса, зарегистрированы в соответствии с законодательством об авторских правах (исключительных правах), представители специализированной организации ответили отрицательно.
Рассмотрев представленные заявителем, заказчиком, специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На момент рассмотрения жалобы общества единая информационная система не введена в эксплуатацию.
Таким образом, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, до ввода ее в эксплуатацию, размещается на официальный сайт РФ, по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
30.10.2014 в 17.56 ч. на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 0133300012614000142 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области на период 2014 - 2024 годы.
В соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте открытого конкурса оценка заявок на участие в открытом конкурсе производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 28 Информационной карты документации об открытом конкурсе критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены в Приложении N 1 к Информационной карте открытого конкурса следующим образом:
N п/п |
Критерии оценки |
Величина значимости критериев оценки, % |
Коэффициент значимости критериев оценки |
Стоимостные критерии оценки | |||
1. |
Цена контракта |
20 |
0,2 |
Нестоимостные критерии оценки | |||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. |
80 |
0,8 |
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных данной статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 обозначенной статьи и в соответствии с частью 8 указанной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования данной части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Приложением к правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 Приложения, минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20 %, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%, могут быть установлены только для обеспечения муниципальных нужд: "исполнение (результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ".
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса, размещенного на официальном сайте, а также из документации об открытом конкурсе, предметом муниципального контракта является выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области на период 2014 - 2024 годы. В техническом задании указанной документации указаны виды работ, которые необходимо выполнить при исполнении контракта.
Согласно разделу III. "Описание объекта закупки" документации об открытом конкурсе работы должны быть выполнены в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" и иными нормативно-правовыми актами, стандартами и регламентами.
Согласно п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
- основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
- зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
Частью 1 статьи 769 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) определено, что по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В силу части 2 статьи 769 ГК РФ, договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).
Частью 4 статьи 769 ГК РФ установлено, что условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
Статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" определено, что научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
В документации о проведении открытого конкурса заказчиком не указано, что результат работ должен отличаться новизной, являться новым продуктом. Также условия контракта не разработаны в соответствии с законами и иными правовыми актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
Таким образом, работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения не относятся к научно-исследовательским, опытно-конструкторским или технологическим работам.
В соответствии с Приложением к правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для вышеуказанных работ должны быть установлены следующие предельные величины значимости:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60 %;
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Следовательно, заказчиком нарушена ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при осуществлении указанной закупки были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы ООО "Центр повышения энергетической эффективности", а так же иных потенциальных участников определения поставщика.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия заказчика - Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Приволжского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области на период 2014 - 2024 годы (извещение N 0133300012614000142) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений норм Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _____________________________________Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________________ Е.В. Волкова
_____________________________________К.С. Горячева
___________________________________А.А. Дербенёва
_____________________________________Т.В. Ямская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 ноября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2014