Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 декабря 2014 г. N 2668
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии <_>,
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "ТСК" на действия аукционной комиссии, связанные с рассмотрением первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на строительство объекта "Берегоукрепление озера Байкал у с. Оймур Кабанского района Республики Бурятии" (далее - электронный аукцион).
В своей жалобе заявитель указывает следующие доводы:
- в аукционной документации нет отдельно размещенного документа, который бы содержал требования к материалам, их минимальные и (или) максимальные показатели, а также показатели, значения которых не могут меняться, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64, ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
- в соответствии с п. 13.3 п.п. 2 документации об аукционе в электронной форме участник закупки в составе второй части должен представить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным подпунктом 1 (при наличии таких требований), подпунктом 2 п. 5.2 документации, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 3-9 п. 5.2 документации.
В соответствии с п.п. 2 п. 5.2 участник должен соответствовать следующим требованиям, в том числе - непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Таким образом, участник закупки должен представить в заявке документы, подтверждающие непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда, что не соответствует Федеральному закону N 44-ФЗ;
- требование о предоставлении допуска к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту по п. 30.11 Водолазные работы является неправомерным.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы представитель ООО "ТСК" в дополнение к доводам, изложенным в жалобе, указал, что в соответствии с п.п. 22,23 документации об аукционе в электронной форме комиссия проверяет первые части заявки на участие в электронном аукционе, содержащие предусмотренную п. 13.2 документации информацию на соответствие требованиям документации; участник не допускается к участию в электронном аукционе, если не представил информацию или представленная информация, предусмотренная п. 13.2. При этом, п. 13.2 упоминает о возможности предоставления в составе заявки эскиза, рисунка, чертежа, фотографии товара, что, по мнению заявителя, вводит участника закупки в заблуждение относительно состава заявки.
Заказчиком, представлены возражения, в соответствии с которыми доводы жалобы считает необоснованными, указывая, что требования к материалам, а также минимальные и (или) максимальные показатели находятся в составе проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.
Относительно п.п. 2 п. 13.3 документации об аукционе в электронной форме заказчик указывает, что 02.12.2014 г. в указанный пункт внесены изменения и требование приведено в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Требование о наличии допуска к работам по п. 30.11 Водолазные работы установлены заказчиком в связи с тем, что проектно-сметной документацией, положительным заключением N 043-14/КРЭ-2062/05 от 21.02.2014 г. от 02.12.2013 г. о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта предусмотрено выполнение водолазных работ.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что заказчиком внесены изменения в пп. 2 п. 13.3 относительно предоставление участником закупки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона установленным п. 5.2 документации требованиям, а представитель заявителя отказался от данного требования жалобы, Комиссией указанные доводы жалобы не рассматривались.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
Заказчиком 14.11.2014 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0334100016714000026 и документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на строительство объекта "Берегоукрепление озера Байкал у с. Оймур Кабанского района Республики Бурятии" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 74 708 700 рублей.
Требования к содержанию документации об аукционе установлены в ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из совокупности указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ следует, что предмет контракта (объект закупки) определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в определенных товарах, работах, услугах.
При этом, Федеральный закон N 44-ФЗ не определяет, в какой именно форме должны быть изложены требования к показателям товара, в том числе к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ.
Комиссией установлено, что во исполнение требований Федерального закона N 44-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ заказчиком на официальном сайте размещена проектно-сметная документация на выполнение работ, являющихся предметом контракта.
При этом, требования к товарам (материалом), которые должны быть использованы при выполнении работ, содержатся в прикрепленном файле "Раздел 9. Сметная документация с изменениями ред 3" в формате rar.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Указанные требование к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в п. 13.1 части III документации об аукционе.
Пункт 16.4 документации об аукционе уточняет, что должна содержать первая часть заявки в случае, если объектом закупки является поставка товара или для выполнения работ, оказания услуг используется товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с п. 22.1 документации об аукционе Комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие предусмотренные пунктом 13.2. документации информацию, на соответствие требованиям, установленным настоящей документацией в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Часть 23.2 документации об аукционе устанавливает, что "Участник размещения заказа не допускается к участию в электронном аукционе в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной пунктом 13.2. настоящей документации или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной пунктом 13.2. настоящей документации, требованиям документации".
При этом, в п. 13.2 указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Статья 64 Федерального закона N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в документации об аукционе.
Требование о наличии в документации порядка рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрено.
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме установлен ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как указывалось выше ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ определяет состав первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
Вместе с тем, заказчик дополнительно указал в документации об аукционе не предусмотренную ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ информацию, которая в свою очередь не соответствует ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил, что при формировании документации была допущена опечатка, вместо п. 13.1 указано 13.2.
Комиссия полагает, что указанная опечатка заказчика в документации об аукционе может привести к неправомерному решению аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком при утверждении документации об аукционе допущено нарушение ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пункт 21 части X "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе устанавливает требования к участникам закупки, а именно "Наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: к работам по организации строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденный Приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, а именно:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
Исполнитель (соисполнитель) должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: к работам по организации строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденный Приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, а именно:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
30. Гидротехнические работы, водолазные работы
30.11. Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой".
В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 20 части X документации об аукционе, п.п. 4.1.28, 4.1.29 проекта контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков.
Таким образом, в связи с тем, что заказчик допускает привлечение участником закупки субподрядчиков при выполнении работ, то участник закупки должен обладать исключительно свидетельством о допуске к работам по организации строительства (генеральный подрядчик).
Следовательно, заказчиком неправомерно установлено требование о наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по п. 30.11. "Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой" Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что является нарушением п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТСК" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31, ч.ч. 1, 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 декабря 2014 г. N 2668
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2014