Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 декабря 2014 г. N 21-06/183-14Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Коваленко Г.Б.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Иванкова Д.А.,
в присутствии представителей
заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - Заказчик): Ткаченко Е.В. (по доверенности от 16.12.2014 N 55), Понкратовой С.В. (по доверенности от 16.12.2014 N 56), Нейштадта А.Л. (по доверенности от 16.12.2014 N 57),
заявителя - ООО "Геострой" (далее - Заявитель): Крамаренко А.С. (по доверенности от 10.12.2014),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем открытого конкурса на строительство мостового перехода через р. Кирганик на 16 км автомобильной дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск (закупка N 0338200008714000104), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем открытого конкурса на строительство мостового перехода через р. Кирганик на 16 км автомобильной дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск (закупка N 0338200008714000104); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 314 570 609 рублей.
10.12.2014 из ФАС России поступила жалоба ООО "Геострой" на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены установлением в конкурсной документации распределения финансирования по годам: на 2014 год - 98 % и на 2015 год - 2 %, не соответствующего объему подлежащих выполнению работ в эти периоды исходя из установленных Заказчиком сроков выполнения работ (начало - в течение 10 календарных дней с даты подписания контракта, завершение - 10 ноября 2015 года), согласно которым почти 100 % работ приходится на 2015 год. В соответствии с выделенным финансированием подрядчик не сможет составить график выполнения работ и выполнить 98 % объема работ в 2014 году. В связи с этим Заявитель полагает, что описание Заказчиком объекта закупки не носит объективный характер, в нарушение пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя указал дополнительные доводы о нарушении его прав и законных интересов, оформленные письмом от 12.12.2014 N 147, в частности:
- о возможности изменения лимитов бюджетных ассигнований указано только в п. 2.2 проекта контракта, но не указано, каким образом будут изменены лимиты финансирования, что не позволяет оценить возможность осуществления строительства в условиях неизвестности финансирования и, соответственно, подготовить заявку для участия в конкурсе,
- согласно пункту 11.3 проекта контракта заказчик выплачивает подрядчику аванс в размере 20 % от установленного годового лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год по строительству объекта на основании заявки на получение такого аванса. Заявитель полагает, что Заказчик не установил в проекте контракта условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указал размер аванса, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе,
- условие, установленное Заказчиком в п. 10.2 конкурсной документации о том, что участник конкурса, предложение которого о качестве работ и условиях исполнения контракта не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, не допускается к участию в конкурсе, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и могло повлечь ограничение числа участников конкурса,
- Заказчик для оценки заявок участников конкурса установил только один нестоимостной критерий: наличие опыта выполнения работ, - и не воспользовался возможностью установления иных критериев оценки заявок согласно статье 32 Закона о контрактной системе, что могло повлечь ограничение количества участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. В письме от 16.12.2014 N 04/2577 представил письменные пояснения, в которых указал, что распределение финансирования по годам на объекте "Строительство мостового перехода через р. Кирганик на 16 км автомобильной дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск" связано с доведением до государственного заказчика предельных ассигнований на 2014 и 2015 годы, поэтому предусмотренный объем финансирования в конкурсной документации приведен для подтверждения способности заказчика профинансировать строительство. Заказчик, заключая государственный контракт, берет на себя исполнение обязательств по контракту, включая его финансирование. График выполнения работ составляется подрядчиком по итогам заключения контракта в соответствии с п. 2.6 проекта контракта. Считает, что условия конкурсной документации и государственного контракта не ограничивают свободы договора и конкуренции.
При рассмотрении жалобы представители Заказчика дополнительно пояснили, что источником финансирования являются средства федерального и краевого бюджета, предусмотренные по государственной программе Камчатского края "Развитие транспортной системы в Камчатском крае на 2014-2015 годы". Поскольку средства целевые, то остаток не освоенных в 2014 году средств переходит на 2015 год. Из документации не следует, что график выполнения работ должен быть составлен подрядчиком исходя из указанного в конкурсной документации распределения финансирования.
На обращение Заявителя по вопросу распределения объема финансирования Заказчик в установленном порядке дал разъяснения от 02.12.2014; за дополнительными разъяснениями Заявитель не обращался.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация должны содержать информацию, предусмотренную статьей 42 данного закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация:
краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 данного закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться одним из правил:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация содержат информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, при этом описание объекта закупки в пункте 2.2 конкурсной документации не противоречит правилу, установленному пунктом 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что не подтверждает довод Заявителя о том, что описание объекта закупки носит не объективный характер.
Конкурсная документация не содержит требование о составлении графика выполнения работ в строгом соответствии с указанными в составе начальной (максимальной) цены контракта планируемыми объемами финансирования. В связи с этим Комиссия не принимает доводы Заявителя о том, что в соответствии с выделенным финансированием он не сможет составить график выполнения работ и выполнить 98 % объема работ в 2014 году, не может оценить возможность осуществления строительства в условиях неизвестности финансирования и, соответственно, подготовить заявку для участия в конкурсе.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчик в проекте контракта в части 11 "Оплата работ" указал необходимые сведения о порядке и сроках оплаты работ, о размере и порядке выплаты аванса. В связи с эти довод Заявителя о том, что проект контракта не содержит указанных сведений, не подтвержден.
3. На основании пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 данного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заказчик в части 10 конкурсной документации установил требования к содержанию, форме и составу заявок на участие в конкурсе, в том числе к форме предложения участника закупки о качестве работ и иных предложениях об условиях исполнения контракта. В частности, в соответствии с требованием Заказчика предложение участника должно содержать: "перечень работ с описанием подлежащих выполнению работ в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией. Описание подлежащих выполнению работ осуществляется в виде комментариев к техническому заданию с обоснованием предложений по каждой из позиций, относящейся к выполнению работ". Здесь же Заказчик указал: "Участник конкурса, заявка которого содержит предложение о качестве работ и условиях исполнения контракта, не соответствующие требованиям, указанным настоящей документацией, не допускается к участию в конкурсе на основании несоответствия его заявки требованиям, установленным конкурсной документацией".
Вышеперечисленные положения конкурсной документации установлены в соответствии с частью 1 статьи 50, частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и не противоречат части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
4. В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
На основании части 8 данной статьи порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок не противоречит Правилам. При этом решение Заказчика использовать, наряду с ценой контракта, только один нестоимостной критерий оценки: "квалификация участника закупки", - не противоречит части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ Г.Б. Коваленко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Д.А. Иванков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 декабря 2014 г. N 21-06/183-14Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2014