Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 ноября 2014 г. N 21-06/164-14Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - исполняющей обязанности руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Иванкова Д.А.,
в отсутствие уведомленных о дате, времени рассмотрения жалобы надлежащим образом представителей:
заказчика - Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района (далее - Заказчик),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на приобретение и поставку комплекта спецтехники для работы в условиях местности с большим снежным покровом (закупка N 0138300001714000035), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
07.11.2014 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем ЭА на приобретение и поставку комплекта спецтехники для работы в условиях местности с большим снежным покровом (закупка N 0138300001714000035) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 14 000 000 рублей.
16.11.2014 в данную документацию были внесены изменения.
В извещении от 16.11.2014 установлен срок окончания подачи заявок: 03.12.2014.
21.11.2014 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при осуществлении данной Закупки.
По мнению Заявителя, Заказчик разработал документацию о Закупке с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно:
- документация о Закупке не содержит запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе;
- входящая в комплект техника предназначена для различных технологических и функциональных процессов и имеет различных производителей, различные допустимые года производства и состояния. Каждая единица данной техники может быть поставлена различными поставщиками по наиболее выгодным для заказчика ценам. Следовательно, требование поставить данную технику в комплекте влечет за собой отграничение количества участников Закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, предусмотренной данной статьей должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении ЭА наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Данные условия, запреты и ограничения указаны в статье 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 установлен запрет на допуск отдельных товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление).
Данным Постановлением установлен запрет на допуск, в частности: погрузчиков самоходных фронтальных одноковшовых (прочих), если страной происхождения данного товара не является Российская Федерация, Республика Белоруссия или Республика Казахстан.
Заказчик, не установив в извещении, документации о Закупке запрет на допуск "многофункционального мини фронтального погрузчика на гусеничном ходу" в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением, нарушил тем самым часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться рядом правил, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из извещения и документации о Закупке, объектом закупки является "приобретение и поставка комплекта спецтехники для работы в условиях местности с большим снежным покровом", при этом в комплект включены: многофункциональный мини фронтальный погрузчик на гусеничном ходу (код по ОКПД 29.52.25.390), шнековая снегоуборочная машина (код по ОКПД 29.52.30.312), вездеход на гусеничном ходу для транспортировки не менее 10 человек (код по ОКПД 34.10.30.990) (далее - товар). Начальная максимальная цена на отдельные виды техники установлена соответственно: 4 500 000 рублей, 8 000 000 рублей, 1 500 000 рублей. Год выпуска установлен соответственно: не ранее 2013, 1997, 2000 годов. При этом Заказчик установил, что данная техника может быть только новой (многофункциональный мини фронтальный погрузчик на гусеничном ходу), и новой или подержанной по остальной технике.
Данные товары не являются взаимозаменяемыми и технологически могут использоваться на различных работах, не зависимо друг от друга. Производство и реализация данных товаров образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты. Участие в закупке производителей (или их представителей) определенных видов техники при объединении в один комплект рассматриваемую технику будет затруднительным, поскольку потребует приобретения техники другой линейки у иных хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению количества участников Закупки и закупке товара по начальной (максимальной) цене.
Таким образом, Заказчик, объединив в один предмет Закупки различные виды техники, необъективно описал предмет закупки, установив требования к "приобретению и поставке комплекта спецтехники" влекущие ограничение количества участников закупки и неэффективное осуществление данной Закупки.
Данные действия Заказчика являются нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 данной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 данной статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 данной статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчик в извещении о Закупке установил требование к "участникам, привлекающим Субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе).
При этом в проекте контракта отсутствует условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что является нарушением части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Заказчик в проекте контракта (часть 14 документации о Закупке) не указал, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, чем нарушил часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которая должна содержаться во второй части заявки на участие в ЭА.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Заказчик в пункте 16 части 1 документации о Закупке "Требования к содержанию и составу заявки на участие в ЭА" потребовал от участника Закупки продекларировать свое соответствие требованиям установленным п.п. 3-7 п. 15 ч.1 "Общие сведения о проводимом ЭА", а именно: отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Данная информация не предусмотрена частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом Заказчик в вышеуказанном пункте не потребовал от участника Закупки продекларировать "непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства" в нарушение части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик, потребовав информацию от участника Закупки, не предусмотренную Законом о контрактной системе, и, при этом, не потребовав информацию, предусмотренную данным Законом, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 данного закона.
В пункте 25 части 1 документации о Закупке Заказчик указал информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта не в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе, чем нарушил пункт 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Согласно статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА содержит информацию предусмотренную частью 1 данной статьи и извещением о проведении такого ЭА.
К документации об ЭА прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроке поставки товара.
Согласно извещению о Закупке, пункту 12 части 1 документации о Закупке Заказчиком установлен срок поставки: до 26 декабря 2014 года, при этом в пункте 4.1 части 4 проекта контракта установлено, что поставка товара осуществляется до 30 декабря 2014 года.
Таким образом, установление Заказчиком в извещении о Закупке, документации о Закупке, проекте контракта неоднозначных сроков поставки товара является нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в ЭА может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Заказчик в извещении о Закупке указал возможность в качестве обеспечения заявки предоставления участником Закупки банковской гарантии, что является нарушением части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, части 2 статьи 34, части 6 статьи 30, части 2 статьи 44, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание Заказчику об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Д.А. Иванков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 ноября 2014 г. N 21-06/164-14Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2014