Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 декабря 2014 г. N 295/03-14-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В.- руководителя Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Фокиной Т.Н. - ведущего специалиста отдела КЗ Кировского УФАС России,
Панкратовой В.Д.- специалиста отдела КЗ Кировского УФАС России,
Коваленко С.М. - специалиста отдела КЗ Кировского УФАС России,
в присутствии:
Картавых К.Е. - представителя КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница N3", по доверенности,
Окулова К.Ю. - директора ООО "Аврора", полномочия подтверждены,
Сорокина А.Н.- представителя ООО "Аврора", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Аврора",
У С Т А Н О В И Л А
24 ноября 2014 г в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Аврора" (далее - Заявитель) на действия Заказчика в качестве Организатора совместной закупки Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", и "Г" для нужд учреждений здравоохранения Кировской области (номер извещения 0340200014914000130).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены положения ст.8 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и ч.1,ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее- Закон о защите конкуренции).
В доводах жалобы сообщает, что согласно техническому заданию, количество Заказчиков составляет 65 лечебных учреждений Кировской области, в том числе центральные районные больницы Кировской области. Объединение такого количества Заказчиков в один совместный открытый конкурс приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, составленное Заказчиком обоснование начальной (максимальной) цены контракта нарушает требование п.3 ч.2 ст.25 Закона о контрактной системе. Наличие трех коммерческих предложений, из которых сформирована цена контракта не свидетельствует о реальной составляющей цене контракта, т.к. отсутствуют затраты на транспортирование и обезвреживание отходов для каждой организации.
В приложении N2 к техническому заданию идет подмена понятий в нормативно-правовых документах федерального уровня "Медицинские отходы" и "Отходы производства потребления". Анализ действующего законодательства в области обращения с медицинскими отходами позволяет сделать вывод о том, что деятельность по обращению с медицинскими отходами не подлежит лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г N255. Следовательно, конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и требованиям законодательства Российской Федерации в области обращения с медицинскими отходами.
Согласно п.2 контракта в обязанности сторон Исполнителя включены условия хранения медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" - на период оказания услуг оснастить объекты , которые будут непосредственно осуществлять обезвреживание медицинских отходов многоразовыми контейнерами, системами видеонаблюдения, а также технические решения к местам сбора и накопления медицинских отходов на территории ЛПУ, а также требования по обучению сотрудников Заказчика правилам обращения с медицинскими отходами. Считает, что данные требования не относятся к предмету контракта влекут дополнительные финансовые расходы для Исполнителя, а значит данные требования не правомерны, нарушают ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с приложением 1 к информационной карте конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки" содержат показатели, которые противоречат ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Просит вынести предписание Заказчику об устранении нарушений действующего законодательства.
Кировским УФАС России в адреса Заявителя и Заказчика направлено уведомление о рассмотрении жалобы, приостановлении заключения государственного контракта, истребованы документы по размещению закупки, письменные пояснения по данной жалобе. Установлено требование о приостановлении определения поставщика открытого конкурса ( извещение N0340200014914000130) в части заключения государственного контракта.
Рассмотрение жалобы назначено на 15:30 часов 01.12.2014года.
На заседании комиссии УФАС представители Заявителя поддержали доводы, указанные в жалобе.
В дополнение к жалобе сообщили, что установление показателей оценки 2 и3 в приложении к информационной карте конкурсной документации не соответствует ст.32 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства от 28.11.2013 г N1085"Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По критерию оценки N3 по показателю 2 не требуется наличие лицензии, но заполнить его сможет только участник, имеющий ее. В техническом задании указаны виды услуг по обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В", "Г", при чем, для обезвреживания отходов класса "Г" требуется наличие лицензии, Заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании комиссии УФАС по существу жалобы пояснила, что круг участников не ограничен ни по территориальному, ни по какому- либо другому признаку, а порядок проведения совместного конкурса соблюден строго в соответствии с действующим законодательством и интересами Заказчиков. Объединение в конкурс указанного количества Заказчиков позволяет минимизировать затраты как на проведение конкурсных процедур, так и на стоимость заказываемой услуги, т.к. для обслуживания учреждений здравоохранения необходима рационально организованная логистика. Согласно условиям контракта услуги оказываются по заявкам Заказчика, что подразумевает возможность не ежедневного сбора медицинских отходов с объектов Заказчика, поэтому необходимо обеспечить надлежащие условия хранения медицинских отходов на территории Заказчика, а именно установление холодильного оборудования и систем видеонаблюдения для контроля соблюдения условий хранения. В соответствии с требованиями п.1 п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, и на основании этого Заказчиком были предусмотрены меры по обеспечению контроля объемов оказываемых услуг, которые носят объективный характер описания объекта закупки. Пояснила, что у ЛПУ отсутствуют средства на оснащение мест сбора отходов. Требования к системе видеонаблюдения прямым образом указывают на технологическую и функциональную связь с предметом конкурса и не являются средством ограничения конкуренции, как указывает Заявитель, ссылаясь на ч.1 и ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции, а является оптимизацией процесса контроля исполнения требований, указанных в техническом задании и конкурсной документации, что не может стать препятствием для добросовестного участника. Довод о недостаточности обоснования начальной (максимальной) цены считает несостоятельным. Запрос на представление коммерческого предложения по обслуживанию ЛПУ Кировской области был направлен в три действующие компании, оказывающие аналогичные услуги не менее трех лет. Из представленных трех коммерческих предложений Заказчиком было выбрано коммерческое предложение с наименьшим ценовым предложением. Просят в удовлетворении жалобы отказать.
Для предоставления дополнительных документов для разъяснения претензий Заявителей Заказчик обратился с просьбой об отложении рассмотрения жалобы. Комиссией УФАС принято решение о перерыве в рассмотрении жалобы.
Рассмотрение жалобы продолжено 04.12.2014 г.
Представителями Заявителя представлено письменное дополнение к жалобе от 02.12.2014 г, в котором изложены ранее заявленные требования. Пояснили, что при существующем Техническом задании не могут рассчитать стоимость услуг, т.к. необходимо будет оснастить места хранения отходов в ЛПУ системами видеонаблюдения и холодильным оборудованием.
Представитель Заказчика, поддержав доводы, изложенные в предыдущем заседании, дополнительно сообщила, что объединение в один конкурс ЛПУ позволяет Заказчику предъявить единые требования к оказанию услуг во всех ЛПУ. Кроме того, по технологичности и функциональности услуга идентична и регулируется одним нормативным актом СанПиН 2.1.7..2790-10, используются одни и тоже помещения, режим учета, контроля и оплаты услуги.
При расчете начальной (максимальной) цены на оказание услуг по вывозу отходов использовался метод сопоставимых рыночных цен, что не противоречит требованиям ч.2 и ч.3 ст.22 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, для установления начальной (максимальной) цены за услуги в 2016, 2017 гг применялся коэффициент (индекс-дефлятор 1,05). В технической части документации указан порядок расчетов цены по каждому Заказчику.
Контракт по предмету закупки по своей правовой природе является смешанным договором, который содержит признаки договора подряда, договора оказания услуг, транспортной экспедиции. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре (ст.421 ГК РФ).
Если из закона или договора не вытекает обязанность другой стороны выполнить предусмотренную в договоре работу лично, исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков) (ст.706 ГК РФ). В проекте контракта (п.2.1.1) указано, что услуги могут оказываться не лично. Предусмотрена возможность наличия договора с организацией, имеющей лицензию. Поясняет, что лицензируется только деятельность по обезвреживанию отходов, деятельность по сбору, накоплению, вывозу отходов ласа "Г" не лицензируется.
Довод о противоречии приложения 1 к информационной карте "Критерии оценки заявок" части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе считает несостоятельным, т.к. разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление N1085) и не противоречат законодательству. При установлении предельных величин значимости критериев оценки заявок исходили из того, что в основу принимались значения "Оказания услуг специализированной организации", т.е. минимальная значимость стоимостных критериев оценки принималась 40%, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки принимались 60%.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив представленные материалы по существу дела, комиссия Кировского УФАС РФ приходит к следующим выводам.
Извещение N 0340200014914000130 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", и "Г" для нужд учреждений здравоохранения Кировской области в сети Интернет на сайте www. zakupki.gov.ru. опубликовано 14.11.2014года.
Заказчиком в качестве Организатора совместной закупки является Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3". Начальная (максимальная) цена контракта - 79 764 939,95 рублей.
I.
1. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, а конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы( ч.1ст.25 Закона о контрактной системе).
Закон о контрактной системе, устанавливая в ст.33 требования к описанию объекта закупки, в тоже время не содержит запрета на включение в один лот однотипных услуг в интересах нескольких заказчиков в рамках совместных закупок.
Таким образом, комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы Заявителя об ограничении конкуренции путем включения в один лот однотипных услуг в интересах 65 лечебно- профилактических учреждений Кировской области не основаны на законе.
2. Относительно довода Заявителя по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Требования по обоснованию начальной (максимальной) цены установлены в ст.22 Закона о контрактной системе. Согласно ч.1 и ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В конкурсной документации имеется таблица "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" с указанием источника информации о цене услуг в разрезе каждого ЛПУ . Комиссия УФАС считает представленные сведения достаточными. Требования о более детальном описании обоснования начальной (максимальной) цены контракта в Законе о контрактной системе отсутствуют. Таким образом, доводы Заявителя не могут быть признаны обоснованными.
3. Относительно довода жалобы о включении в техническое задание технологически и функционально невзаимосвязанных работ, а именно оснащение объектов средствами видеонаблюдения и холодильным оборудованием комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно п.8 Информационной карты конкурсной документации установлено, что полная характеристика объема оказываемых услуг и описание объекта закупки отражена в технической части конкурсной документации и в проекте контрактов. Качественные и иные характеристики и показатели, определяющие соответствие оказываемых услуг потребностям заказчика : в соответствии с условиями контрактов и технической частью настоящей конкурсной документации. Документация содержит раздел V. Техническая часть конкурсной документации и "Технологический регламент" приложение 2 к Техническому заданию, согласно которым, Заказчик, руководствуясь требованиям нормативных правовых документов, устанавливает обязанность Исполнителя на обеспечение исполнения СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами" по средствам видеонаблюдения и наличия холодильного оборудования при выполнении услуги по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", и "Г" для нужд учреждений здравоохранения Кировской области.
Из содержания Технической части конкурсной документации и "Технологического регламента" следует, что у Заказчика отсутствует обособленная потребность в оборудовании систем видеонаблюдения и холодильного оборудования вне оказания услуги по вывозу и обезвреживанию отходов. Наличие данных требований характеризует каким образом и, с применением, какого оборудования должна оказываться услуга, являющаяся объектом закупки. Наличие технологической и функциональной связи данных работ с предметом закупки подтверждается "Технологическим регламентом" (приложение 2 к Техническому заданию) и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами". Рассматриваемое требование Заказчика не ограничивает количество участников и создает препятствий в подаче заявки на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установление в технической части документации требований по оснащению объектов средствами видеонаблюдения и холодильного оборудования правомочны, являются сопутствующими, продиктованными техническими регламентами и санитарными нормами и не влекут нарушения ч.1,3 ст.17 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе:
1) цена контракта;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно "Правил оценки заявок, окончательных предложений", утвержденных Постановлением N1085"Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
-качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
-квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
При чем, по поз.2 "Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг" "минимальная значимость стоимостных критериев оценки" предельные величины значимости критериев оценки заявок установлены в следующих диапазонах: -60%; "максимальная значимость нестоимостных критериев оценки" - 40%.
Из содержания приложения N1 к Информационной карты конкурсной документации следует, что Заказчиком установлены критерии оценки заявки:
1). Цена контракта. Значимость критерия - 40%;
2). Качество услуги (и) или квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг (далее-"Качество услуг"). Значимость критерия - 30%; Показатели критерия: показатель 1: Предложение участника по технологии, методам и качеству оказания услуг. Максимальное количество баллов-20; Показатель 2: предложение участника по обеспечению материальными ресурсами для выполнения условий контракта (спецтехника, контейнеры, расходные материалы и т.д.). Максимальное количество баллов -10; Показатель 3: Предложение по обучению сотрудников Заказчика Правилам обращения с медицинскими отходами. Максимальное количество баллов -10;
3). Квалификация Исполнителя. Значимость критерия 30%. Содержание критерия: квалификация исполнителя, готовность исполнителя к исполнению контракта в соответствии с показателями. Показатель 1: Наличие производственных мощностей по транспортировке отходов у Исполнителя. Максимальное количество баллов-30; Показатель 2: Наличие производственных мощностей по обезвреживанию отходов у Исполнителя. Максимальное количество баллов -30.
Следовательно, значимость стоимостного критерия установлена Заказчиком в размере 40%, а нестоимостных критериев в размере 60%.
Таким образом, комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушен Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в части установления предельных величин значимости каждого критерия, установленного Правительством Российской Федерации и ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе. Доводы Заказчика о том, что в конкурсной документации в основу принимались значения критериев по оказанию услуг специализированной организации не состоятельны.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013гN 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принято в соответствии с Федеральным Законом о контрактной системе и утверждает правила оценки заявок для целей реализации данного закона.
Понятие "специализированной организации" дано в п.11 ст.3 Закона о контрактной системе. К таким организациям относится - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Закона о контрактной системе, т.е. для выполнения отдельных функций по определению поставщика.
Исходя из объекта рассматриваемой закупки и потребностей заказчика настоящая закупка проводится в целях определения исполнителя по вывозу, обезвреживанию и захоронению отходов, а не специализированные организации в том значении, которое содержится в Законе о контрактной системе.
Комиссия УФАС также приходит к выводу о том, что заказчиком при определении содержания критериев нарушены требования Правил оценки. Так, в частности, и в критерии 2 и в критерии 3 в названии указано на квалификацию участника (исполнителя).
Кроме того, содержание показателя 2 критерия 2 и показателей 1 и 2 критерия 3 в документации Заказчика являются идентичными, не позволяющими установить отличия критерия 2 от критерия 3, следовательно, допускающим двойную оценку по одним и тем же показателям.
Между тем, согласно Правил оценки, "качественные характеристики объекта закупки" и "квалификация участников" являются самостоятельными нестоимостными критериями оценки, имеющими разное содержание и подлежащие самостоятельной оценке. Включение в содержание критерия "качественные характеристики" показателей критерия "квалификация участников", а также дублирование критериев не допустимо.
Комиссия УФАС также приходит к выводу о недопустимости установления такого показателя как " предложения по обучению сотрудников Заказчика Правилам обращения с медицинскими отходами". Такой показатель не соотносится ни с одним из показателей критерия "качественные характеристики объекта закупки" согласно Правил оценки. Представитель Заказчика на заседании комиссии УФАС не смогла пояснить, что конкретно должны предложить участники по данному показателю. Пояснения о том, что участники могут предложить любые мероприятия, в том числе не только обучение, но и инструктаж, только подтверждают неопределенность данного показателя.
Таким образом, Заказчиком при определении содержания критериев оценки заявок и установления показателей также нарушены требования ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе.
5. Комиссией УФАС также исследованы доводы Заявителя относительно установления в конкурсной документации требования к участникам о наличии лицензии на деятельность по предмету закупки.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе).
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов (пп. г п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе).
Пункт 14 Информационной карты конкурсной документации содержит "Единые требования к участникам закупки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 г N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" , а также заказчиком". Из содержания данного пункта следует, что участник закупки должен соответствовать, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимися объектом закупки.
Однако, согласно п.17 Информационной карты конкурсной документации Заказчик не выставляет требований о предоставлении в составе заявки какого-либо подтверждения соответствия участника требованиям законодательства на осуществление услуги по предмету закупки.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен "Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение от 28.03.2012 N 255).
На основании пункта 1 Положения от 28.03.2012 N 255, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, являющемуся приложением к Положению от 28.03.2012 N 255, лицензируемая деятельность включает в себя обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности.
Группировка отходов по классам опасности установлена статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В рассматриваемом случае предметом конкурса являются в том числе, услуги по сбору,
транспортировке, обезвреживанию и размещению опасных медицинских отходов класса "Г".
В соответствии с "Федеральным классификационным каталогом отходов", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) включены в реестр отходов под кодом 97000000 00 00 0.
При этом согласно системе кодификации тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки.
Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 -II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
В данном случае, исходя из указанного федерального классификационного каталога отходов, для медицинских отходов (больниц и лечебно- оздоровительных учреждений) класс опасности не установлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области обращения, в том числе с отходами лечебно-профилактических учреждений, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.07.2009 отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений исключены из сферы действия Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Понятие медицинских отходов раскрыто в ч. 1 ст. 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, согласно которой под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
На основании части 2 указанной нормы права медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по
составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по
составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
В силу части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 681 от 04.07.2012 в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011 утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
Согласно данному постановлению, критерием опасности медицинских отходов класса "Г" является наличие в их составе токсичных веществ.
В основу классификации медицинских отходов по степени их опасности согласно статье 49 Федерального закона N 323-ФЗ, санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и "Критериям разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 68 от 04.07.2012, положена их эпидемиологическая, токсикологическая и радиационная опасность для населения, в то время как для классификации отходов на основании статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используется такой критерий как степень их негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок обращения с медицинскими отходами в силу прямого указания части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, в то время как порядок обращения и уничтожения отходов, опасных для окружающей среды, входит в сферу правового регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно- противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N163.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс "Г" - токсикологические опасные отходы 1-4 класса опасности.
СанПиН 2.1.7.2790-10 определяет Класс "Г" как токсикологические опасные отходы, которые в свою очередь делятся на 1 - 4 класс опасности. Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Согласно п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса "Г" осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса "Г" для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с п. 7.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
В силу вышеуказанных положений законодательных актов, требований СанПиН 2.1.7.2790-10 деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса "Г" является лицензируемой.
Таким образом, комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что Заказчик обязан был установить в конкурсной документации требования к составу конкурсной заявки в части предоставления лицензии на осуществление деятельности на вывоз, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г".
Не установление Заказчиком требований о предоставлении в составе заявки лицензии (или копии лицензии) на осуществление деятельности на вывоз обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" является нарушением пп. г) п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
II. В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе одновременно с рассмотрением жалобы проводится внеплановая проверка осуществления закупки.
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе статьей 59 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст.59 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г утвержден "Перечень товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)". Согласно данному Перечню Заказчик обязан проводить электронный аукцион на закупку услуг по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги. Код по ОКПД-90. В с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007к данному коду относятся, в том числе услуги по сбору и обработке прочих отходов (90.02), услуги по обработке опасных отходов (90.02.14), услуги по обезвреживанию и транспортировке прочих опасных отходов, не включенных в другие группировки (90.02.14.149) и т.д.
В то же время, согласно извещению 0340200014914000130 для определения поставщика на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", и "Г" для нужд учреждений здравоохранения Кировской области Заказчиком выбран код ОКПД - 85.14.18.190 "Услуги в области здравоохранения прочие, не включенные в другие группировки". Таким образом, Заказчиком неверно определен код ОКПД, подлежащий применению к данной закупке, а следовательно, комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика , которым для закупки данных услуг может быть только электронный аукцион.
Устранение выявленных нарушений возможно только на основании выдачи Заказчику Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3" предписания Кировского УФАС России об аннулирования открытого конкурса (номер извещения 0340200014914000130).
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 106,112 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "Аврора" на действия Заказчика в качестве Организатора совместной закупки Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", и "Г" для нужд учреждений здравоохранения Кировской области (номер извещения 0340200014914000130) в связи нарушением КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница N3" ч.9 ст.32 и пп. г) п.1 ч.2 ст.51 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившемся в установлении не предусмотренных настоящей статьей показателей критериев оценки или их величин значимости, а также не установление требований в конкурсной документации о предоставлении в составе конкурсной заявки лицензии на осуществление деятельности на вывоз обезвреживание и захоронение отходов класса "Г".
2. По результатам внеплановой проверки признать факт нарушения Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3" ч.2 ст.59 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившийся в нарушении выбора способа определения поставщика на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", и "Г" для нужд учреждений здравоохранения Кировской области.
3. Выдать Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3" предписание об аннулировании открытого конкурса (номер извещения 0340200014914000130).
Председатель комиссии А.В.Молчанов
Члены комиссии Т.Н.Фокина
С.М.Коваленко
В.Д.Панкратова
В соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 декабря 2014 г. N 295/03-14-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2014