Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 8 декабря 2014 г. N 12-10-184/184
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России) в составе:
Заместитель
председатель Комиссии: <.........>
Члены Комиссии: <.........>
<.........>
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:
<.........>, рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Герасимова А.И. на действия аукционной комиссии МКУ г. Костромы "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству", при размещении закупки путем аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ мемориала "Вечный огонь" с заменой мраморных плит и гравировкой символов (извещение N 0841300009014000466), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 10.11.2014 г. МКУ "Агентство муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) разместило на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ мемориала "Вечный огонь" с заменой мраморных плит и гравировкой символов (извещение N 0841300009014000466).
ИП Герасимов А.И. (далее - Заявитель) в своей жалобе обжалует действия аукционной комиссии, которая, по мнению Заявителя, необоснованно отклонила первую часть аукционной заявки. Согласно доводам жалобы, Заявитель считает, что все сведения необходимые указывать в первой части аукционной заявки, им были указаны, в том числе были указаны сведения о наименовании места происхождения товара.
Представитель муниципального заказчика и уполномоченного учреждения, члены аукционной комиссии доводы жалобы не признали, на заседании Комиссии представили письменные пояснения от 08.12.2014 г. N 111.
Как пояснили представители муниципального заказчика и уполномоченного учреждения, члены аукционной комиссии в составе первой части аукционной заявки были указаны наименования стран: Россия, Италия, указание наименований данных стран не свидетельствует о выполнении требований Закона о контрактной системе и требований аукционной документации Заявителем по представлению наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
1. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.11.2014 г. заявка Заявителя с порядковым номером 3 была отклонена на основании частей 6.1.1, 6.1.3, и абзаца первого части 6.1.4 подраздела 6.1 раздела 6 "Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе", подпункта "б" пункта 4.3.2.3 части 4.3.2 подраздела 4.3 раздела 4 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе, частей 1,3 и пункта 1 части 4 статьи 67, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как участником закупки не представлена необходимая информация, а именно - участником закупки в составе первой части заявки не указано наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено что, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о наименовании места происхождения товара или наименование производителя.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 1516 Гражданского кодекса РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 Гражданского кодекса РФ) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно части 2 указанной статьи не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (часть 2 вышеуказанной статьи).
Исходя из анализа указанных выше норм права, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что указание страны происхождения товара - в рассматриваемом случае Заявитель указал "Россия", "Италия" не может считаться указанием наименования места происхождения товара, поскольку нельзя идентифицировать товар, как происходящий с территории определенного географического объекта, связанного с местом его производства или с определенным производителем указанного товара.
Доказательств обратного Заявителем в нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе представлено не было.
При этом первая часть аукционной заявки заявителя не содержала сведений о наименовании производителя товара.
Слова "Россия", "Италия", не является наименованием места происхождения товара. Такое указание не позволяет конкретизировать товар и привязать его к конкретному месту на территории Российской Федераций, на которой был произведен товар. Понятие "наименование места происхождения товара" приведено в статье 1516 ГК РФ исключительно в целях предоставления правовой охраны средству индивидуализации товара. Именно в этих целях установлена необходимость определения особых свойств, индивидуализирующих географический объект, признаваемый наименованием места происхождения товара, а также установлено требование о государственной регистрации такого средства индивидуализации.
Принимая во внимание, что для целей реализации положений Закона о контрактной системе наличие правовой охраны является необходимым условием, и учитывая, что товары, используемые для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, должны обладать зарегистрированным наименованием места происхождения товара, аукционная комиссия правомерно применила в рассматриваемой ситуации положения статьи 1516 ГК РФ и отклонила заявку Заявителя.
2. Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок в результате внеплановой проверки было установлено, что на участие в электронном аукционе было подано четыре заявки, три из которых были отклонены.
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статьей 66 Закона о контрактной системе определено, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в пункте 3 настоящей статьи информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Подраздел 4.3 раздела 4 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе, размещенной на официальном сайте с изменениями от 13.11.2014 г. утвержденная и.о. директора МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" и согласованная и.о. директора МКУ города Костромы "СМЗ по ЖКХ" полностью воспроизводит требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе статьи 66 Закона о контрактной системе. В результате в документации об аукционе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе фактически не предусмотрены требования к содержанию заявки, позволяющие определить четкие и однозначные требования заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в первой части заявки участников закупки.
Подраздел 4.5 раздела 4 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" содержит отсылочную норму на подраздел 4.3 документации:
"- 4.5.1. Заполнение заявки на участие в электронном аукционе осуществляется в соответствии с подразделом 4.3. настоящей документации, статьей 66 Закона о контрактной системе и регламентом функционирования электронной площадки, указанной в Информационной карте электронного аукциона".
В пункте 19 Информационной карты указаны следующие требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе "В соответствии с подразделом 4.3. и подразделом 4.5 Раздела 4 настоящей документации об электронном аукционе".
Таким образом, аукционная документация в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, не устанавливает требований к содержанию заявки, поскольку не содержит конкретных требований какой из подпунктов "а" или "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе должен выполнить участник закупки.
Указанные обстоятельства привели к признанию аукциона несостоявшимся по причине отсутствия требования к составу заявки и инструкции по ее заполнению, что не способствует эффективности, результативности осуществления закупки, приводит к дополнительным затратам времени и государственных ресурсов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Герасимова А.И. необоснованной.
2. Признать факт нарушения муниципальным заказчиком МКУ города Костромы "СМЗ по ЖКХ", уполномоченным учреждением МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание муниципальному заказчику МКУ города Костромы "СМЗ по ЖКХ", уполномоченному учреждению МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем аннулирования определения поставщика на выполнение ремонтных работ мемориала "Вечный огонь" с заменой мраморных плит и гравировкой символов (извещение N 0841300009014000466).
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель
председателя Комиссии <.........>
Члены Комиссии <.........>
<.........>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 8 декабря 2014 г. N 12-10-184/184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2014