Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 декабря 2014 г. N 1203-11013-14/4
Резолютивная часть оглашена
22.12.2014 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев жалобу ИП С.Ю.А. на положения конкурсной документации при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации производства блюд диетического питания (приготовление готового, диетического, сбалансированного, в том числе горячего, лечебного питания и поставка (выдача) его Заказчику) для пациентов, находящихся на стационарном лечении в отделениях главного, акушерского и педиатрического корпусов в ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им.М.И.Калинина" (извещение N 0142200001314013444), начальная (максимальная) цена контракта 114 924 265, 06 рублей,
в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП С.Ю.А. на положения конкурсной документации при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации производства блюд диетического питания (приготовление готового, диетического, сбалансированного, в том числе горячего, лечебного питания и поставка (выдача) его Заказчику) для пациентов, находящихся на стационарном лечении в отделениях главного, акушерского и педиатрического корпусов в ГБУЗ "Самарская областная клиническая больница им.М.И.Калинина" (далее - конкурс).
Доводы жалобы сводятся к следующему:
1) В техническом задании конкурсной документации установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для медицинских организаций.
Заявитель указывает, что заказчик неправомерно исключил из перечня объектов оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, организациях отдыха детей и их оздоровления.
2) Согласно техническому заданию участнику закупки необходимо подтвердить соответствие участника закупки дополнительным требованиям исполнением контракта (договора), по которому с участника закупки , являющегося исполнителем по контракту (договору), не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этим контрактом (договором), что, по мнению заявителя, нарушает часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3) Заказчик, в нарушение Постановления Правительства от 28.11.2013 N 1089, не установил в конкурсной документации дополнительное требование о наличии у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов, а также объем таких ресурсов.
4) Конкурсной документацией установлено требование о наличии у исполнителя двух медицинских диетических сестер, имеющих соответствующие сертификаты и врача с действующим сертификатом по специальности "диетология", в то время как конкурсной документацией не предусмотрено выполнение указанными сотрудниками каких-либо функций.
5) В конкурсной документации установлено требование о наличии у исполнителя санитарного паспорта на транспорт, используемый для перевозки сырья и пищевых продуктов, в то время как требование о наличии указанного транспорта отменено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, привести конкурсную документацию в соответствие с законодательством о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указывая на соответствие конкурсной документации Закону о контрактной системе. Представили письменные возражения.
Просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию о конкурсе с ограниченным участием и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе определено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки содержатся в подпункте 1 пункта 1 Приложения 2 к техническому заданию конкурсной документации.
Согласно пункту 5 раздела 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089 (далее - Перечень), опыт исполнения контракта, договора подтверждается в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Поскольку предметом контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса, является организация питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в учреждении здравоохранения, заказчик, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, правомерно не включил требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг для образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Согласно пункту 1 раздела "Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям..." Перечня такими документами являются, в том числе копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, а также перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.
Согласно конкурсной документации участник закупки подтверждает свой опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для медицинских организаций контрактом (договором), по которому с участника закупки, являющегося исполнителем по контракту (договору), не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этим контрактом (договором). Учитываются контракты (договоры), исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно представленным пояснениям представителя заказчика, учитывая объем оказываемых услуг и специфику деятельности заказчика, недопустимость срыва лечебного процесса, частью которого является лечебное питание, необходимость обеспечения непрерывности и высокого качества оказания услуг, заказчику важно отсутствие претензий и взысканий за несвоевременное и ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в отношении участника закупки. Таким образом, требование о не взыскании неустойки (штрафа, пеней) установлено с целью подтверждения добросовестности участника закупки.
Принимая во внимание размер начальной (максимальной) цены контракта, социальную значимость объекта закупки, а также финансовые риски, которые может понести заказчик при ненадлежащем исполнении участником закупки контракта, дополнительное требование, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1089, в том числе, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания, закупаемых для медицинских организаций контрактом (договором), по которому с участника закупки, являющегося исполнителем по контракту (договору), не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этим контрактом (договором), договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предоставляют заказчику дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Пунктом 1.3 Технического задания конкурсной документации определено, что оказание услуг осуществляется исполнителем на пищеблоках главного и педиатрического корпусов, а также с использованием технологического и торгового оборудования заказчика путем заключения соответствующего договора аренды с заказчиком и согласованием с Министерством имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, конкурсная документация предполагает оказание услуг в помещениях заказчика и с использованием оборудования заказчика, в связи с чем не установление заказчиком требования о предоставлении участником закупки перечня оборудования и других материальных ресурсов не нарушает Закон о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089.
Согласно пункту 3 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" раздела 2 "Рекомендуемые формы приложений к документам и сведениям участника закупки, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям" исполнитель должен иметь в штате две медицинские диетические сестры, имеющие соответствующие сертификаты и врача с действующим сертификатом по специальности "диетология".
В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", на пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, старший повар), контроль за качеством готовых диетических блюд - врач-диетолог, медицинская сестра диетическая.
Таким образом, в связи со спецификой предмета закупки и необходимостью осуществления контроля процесса приготовления лечебного питания на всех его стадиях, необходимо наличие у исполнителя квалифицированных специалистов по лечебному питанию, от работы которых зависит качество лечебного питания больных, находящихся на излечении в медицинском учреждении, и как следствие, лечебного процесса в целом.
Кроме того, отсутствие указанных сотрудников в штате исполнителя не является основанием для не допуска участника к участию в предквалификационном отборе, поскольку данное требование установлено с целью оценки участника закупки по критерию "Квалификация участников...".
Согласно пункту 1.15.13 Технического задания в целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний Исполнитель обязуется производить транспортирование сырья и пищевых продуктов специальным, чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт.
Необходимость оформления санитарного паспорта установлена рядом действующих подзаконных нормативно-правовых актов, таких как:
Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (в ред. от 07.04.2009);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов" СанПиН 2.3.2.1324-03;
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 50 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03".
Согласно пункту 5 Письма Роспотребнадзора от 31.10.2011 N 01/13750-1-32 "Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ" подпунктом "б" пункта 10 статьи 36 Федерального закона N 248-ФЗ отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, которое ранее содержалось в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В связи с чем, нормативные правовые акты в части требований наличия санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21 октября 2011 года не применяются. При этом Росздравнадзор указывает, что обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
Учитывая вышеизложенное, а также нормы гражданского законодательства о применении закона и действии его во времени, к условию, установленному в п. 1.15.13. Технического задания, о транспортировании сырья и пищевых продуктов специальным, чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт, применяются нормы именно действующего законодательства, то есть предоставления указанного документа при исполнении контракта не потребуется.
Разъяснения указанного пункта конкурсной документации размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и находятся в свободном доступе.
Следует отметить, что на участие в конкурсе поступило 3 заявки, прошедших предквалификационный отбор и соответствующие, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 17.12.2014, требованиям конкурсной документации.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Самарского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП С.Ю.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 декабря 2014 г. N 1203-11013-14/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2014