Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 декабря 2014 г. N 268ф/14
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2014 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина, Т.С. Рябкова,
в присутствии представителей:
-заказчика УМВД России по Липецкой области Шестакова В.М., Попова А.С. (доверенность б/н от 09.12.2014);
в отсутствии представителей заявителя - ООО "Омега-Ресурс",
рассмотрев жалобу ООО "Омега-Ресурс" на положения документации об электронном аукционе на оказание клининговых услуг (реестровый номер 0146100001014000153) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 03.12.2014 поступила жалоба ООО "Омега-Ресурс" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, хотя надлежащим образом был уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств от него не поступало.
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки копии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, вместе с тем, объектом закупки является оказание клининговых услуг. В то же время, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. В частности, в данный перечень входит ФСБ России, осуществляющая лицензирование конкретных видов деятельности, к которым не относится оказание клининговых услуг. Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлено в аукционной документации указанное выше требование.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что установление требований предоставления во второй части заявки копии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну является законным и обоснованным.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные заказчиком, выслушав мнение стороны, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом врио начальника УМВД России по Липецкой области от 21.11.2014 N758 принято решение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона. А приказом начальника УМВД России по Липецкой области от 21.01.2014 N29 принято решение о создании единой комиссии по осуществлению закупок.
Документация об электронном аукционе на оказание клининговых услуг (реестровый номер 0146100001014000153) и извещение размещены на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне), ФСБ России и ее органы на местах осуществляют межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а согласно пункту "к" статьи 12 и пункту "л" статьи 13 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ России обязаны участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну и вправе вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п.18 содержатся следующие требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: "документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: - действующая лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Как пояснили представители заказчика, требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну обусловлено тем, что Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 (далее - Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне), относит сведения, раскрывающие оперативно-поисковые или оперативно-технические мероприятия, проводимые подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, специальными оперативными подразделениям (пункт 97 указанного перечня) и сведения, раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения к сведениям, составляющим государственную тайну (пункт 114 указанного перечня).
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 N 333 утверждено "Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной тайне, допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 4 Закона о государственной тайне, Президент Российской Федерации утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне, для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Пунктом 97 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, установлено, что органами государственной власти, которые наделены полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающие оперативно-поисковые или оперативно-технические мероприятия, проводимые подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, специальными оперативными подразделениям, являются: МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России.
Пунктом 114 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, установлено, что органами государственной власти, которые наделены полномочиями по распоряжению сведениями раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, являются: МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, Росфинмониторинг.
В соответствии с частью 4 Закона о государственной тайне, Распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 N151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне", утвержден Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, согласно которого установлено, что должные лица заказчика присутствуют в указанном перечне.
Следовательно, заказчик отнесен к органам государственной власти, которые наделены полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающие оперативно-поисковые или оперативно-технические мероприятия, проводимые подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, специальными оперативными подразделениям и раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результаты деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
Исходя из чего следует, что заказчиком размещены документы, содержащие государственную тайну, в занимаемых им помещениях.
На основании вышеизложенного, заказчик и указанные им в аукционной документации 66 его структурных подразделений являются режимными объектами, т.е. теми, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
Таким образом, в связи с тем, что помещения, в которых планируется оказание клининговых услуг, отнесены к режимным объектам и ограничен доступ к данным помещениям, установление заказчиком требования о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствует, в частности, Закону о государственной тайне, Указу Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N1203 и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, руководствуясь пояснениями представителей заказчика, также следует отметить, что порядок доступа в помещение (режимные помещения), в которых находятся сведения, составляющие государственную тайну, в том числе, для оказания клининговых услуг, урегулирован п.182 Инструкции об обеспечении режима секретности в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 г. N3-1 (секретно).
На основании вышеизложенного, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссия Липецкого УФАС России установила в действиях заказчика нарушения ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком в нарушение указанной выше нормы закона, в проекте контракта не установлено условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Омега-Ресурс" на положения документации об электронном аукционе на оказание клининговых услуг (реестровый номер 0146100001014000153) необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ Т.С. Рябкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 декабря 2014 г. N 268ф/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2014