Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 декабря 2014 г. N 281с/14
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Т.Н. Ролдугина;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова, А.В. Хохольских,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Данковская межрайонная больница"- Овчинниковой И.В. (доверенность б/н от 21.08.2014);
- ОГУП "Липецкфармация" - Ермишкиной Н.А. (доверенность N34 от 27.02.2014),
рассмотрев жалобу ОГУП "Липецкфармация" на положения документации об аукционе в электронной форме на поставку экстемпоральных растворов (реестровый номер 0346300006814000145) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 12.12.2014 поступила жалоба ОГУП "Липецкфармация" на положения документации об аукционе в электронной форме на поставку экстемпоральных растворов.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель ОГУП "Липецкфармация" по доводам жалобы пояснил, что заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или лицензии на производство лекарственных средств. Из чего следует, что участниками закупки могут быть как организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включая розничную торговлю лекарственными препаратами, так и организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с правом оптовой торговли лекарственными средствами. Однако, согласно действующему законодательству, реализация лекарственных средств по договору поставки (предмет настоящего контракта) является оптовой торговлей, и поставку лекарственных препаратов в медицинскую организацию могут осуществлять производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, тогда как оптовая поставка лекарственных препаратов аптечной организацией Законом об обращении лекарственных средств не предусмотрена.
Таким образом, по мнению заявителя требования ко второй части заявки установлены в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что аукционная документация была разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы жалобы являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом главного врача ГУЗ "Данковская межрайонная больница" от 27.11.2014 N 210-з принято решение о проведении аукциона в электронной форме на поставку экстемпоральных растворов для нужд ГУЗ "Данковская МРБ".
Приказом главного врача ГУЗ "Данковская межрайонная больница" от 09.01.2014 N 1д утвержден состав единой комиссии по осуществлению закупок.
Документация об электронном аукционе на поставку экстемпоральных растворов и извещение N 0346300006814000145 размещены 05.12.2014 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Предметом закупки является поставка экстемпоральных растворов.
В силу части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, пунктом 13 аукционной документации установлены требования к участникам закупки, в их числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
Пунктом 16 документации установлено требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и настоящей документацией, или копии этих документов - лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или лицензию на производство лекарственных средств.
Пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок ее лицензирования определяется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о фармацевтической деятельности).
В соответствии с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включает следующие работы и услуги:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовой торговлей признается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, тогда как розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно нормам Гражданского права продажа товаров в розницу оформляется договором розничной купли-продажи. Этот договор является публичным, т.е. устанавливающим обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. По такому договору продавец обязуется товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 426 и 492 ГК РФ). Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Вместе с тем, при реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В главе 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.
Таким образом, реализация лекарственных средств поставщиком - продавцом по договору поставки является оптовой торговлей, и поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, тогда как оптовая поставка лекарственных препаратов аптечной организацией Законом об обращении лекарственных средств не предусмотрена.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившегося в установлении в аукционной документации требования о предоставлении во второй части заявки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или лицензии на производство лекарственных средств, без указания на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с правом оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в действиях единой комиссии заказчика установлены нарушения ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, которые выразились в следующем.
1. Согласно п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в проекте контракта отсутствует.
2. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0346300006814000145-1 от 16.12.2014 на участие в аукционе было подано 3 (три) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3. Данные заявки были признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Комиссия Липецкого УФАС России, проанализировав представленные заказчиком на рассмотрение жалобы первые части заявок, установила, что участники закупки в своих заявках указали страну происхождения товара - Россия, что не соответствует п. 15 аукционной документации, согласно которому первая часть на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3 на участие в электронном аукционе подлежат отклонению, как несоответствующие требованиям аукционной документации.
Однако, в нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе указанные заявки были признаны единой комиссией заказчика соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ОГУП "Липецкфармация" на положения документации об аукционе в электронной форме на поставку экстемпоральных растворов (реестровый номер 0346300006814000145) обоснованной.
2. В действиях заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Данковская межрайонная больница" установлены нарушения
п. 27 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях единой комиссии заказчика установлены нарушения ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ А.В. Хохольских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 декабря 2014 г. N 281с/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2014