Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 декабря 2014 г. N 284с/14
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: А.А. Сешенов;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова, А.В. Хохольских,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед": Громыко А.А. (доверенность б/н от 22.12.2014); Грибаговой Е.В. (доверенность б/н от 22.12.2014);
- ОГУП "Липецкфармация" - Ермишкиной Н.А. (доверенность N34 от 27.02.2014),
рассмотрев жалобу ОГУП "Липецкфармация" на положения документации об аукционе в электронной форме на закупку экстемпоральных лекарственных средств (реестровый номер 0346300106714000366) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 17.12.2014 поступила жалоба ОГУП "Липецкфармация" на положения документации об аукционе в электронной форме на закупку экстемпоральных лекарственных средств.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель ОГУП "Липецкфармация" по доводам жалобы пояснил, что заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов (лицензии на осуществление деятельности и т.п.). Из чего следует, что участниками закупки могут быть как организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включая розничную торговлю лекарственными препаратами, так и организации, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с правом оптовой торговли лекарственными средствами. Однако, согласно действующему законодательству, реализация лекарственных средств по договору поставки (предмет настоящего контракта) является оптовой торговлей, и поставку лекарственных препаратов в медицинскую организацию могут осуществлять производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, тогда как оптовая поставка лекарственных препаратов аптечной организацией Законом об обращении лекарственных средств не предусмотрена.
Таким образом, по мнению заявителя требования ко второй части заявки установлены в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что аукционная документация была разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы жалобы являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Решением главного врача ГУЗ "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед" от 18.11.2014 N 308 принято решение о проведении аукциона в электронной форме на закупку экстемпоральных лекарственных средств.
Приказом главного врача ГУЗ "Липецкая городская больница N4 "Липецк-Мед" от 04.02.2014 N 33/1-О утвержден состав единой комиссии по осуществлению закупок.
Документация об электронном аукционе на закупку экстемпоральных лекарственных средств и извещение N 0346300106714000366 размещены 09.12.2014 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Предметом закупки является поставка экстемпоральных лекарственных средств.
В силу части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, пунктом 10.1. Информационной карты аукциона установлены требования к участникам закупки, в их числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), являющегося предметом закупки.
Пунктом п. 3.2.3. аукционной документации, а также п. 5.2. Информационной карты аукциона установлено требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов (лицензии на осуществление деятельности и т.п.).
Пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок ее лицензирования определяется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о фармацевтической деятельности).
В соответствии с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включает следующие работы и услуги:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовой торговлей признается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, тогда как розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно нормам Гражданского права продажа товаров в розницу оформляется договором розничной купли-продажи. Этот договор является публичным, т.е. устанавливающим обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. По такому договору продавец обязуется товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 426 и 492 ГК РФ). Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Вместе с тем, при реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В главе 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.
Таким образом, реализация лекарственных средств поставщиком - продавцом по договору поставки является оптовой торговлей, и поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, тогда как оптовая поставка лекарственных препаратов аптечной организацией Законом об обращении лекарственных средств не предусмотрена.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившегося в установлении в аукционной документации требования о предоставлении во второй части заявки лицензии на осуществление деятельности и т.п., без указания на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с правом оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения или лицензии на производство лекарственных средств.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России также в действиях заказчика также было установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, которое выразилось в следующем.
Пунктом 5.1. Информационной карты аукциона установлены требования к содержанию первой части заявки:
- первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страну происхождения поставляемого товара, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
Предметом электронного аукциона является поставка экстемпоральных лекарственных средств, то есть поставка товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя. Таким образом, требование об указании (декларировании) участниками закупки в первой части заявки страны происхождения поставляемого товара п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено.
Следовательно, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком п. 27.1. документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование об указании в первой части заявки страны происхождения поставляемого товара.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Липецкого УФАС России было установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0346300106714000366-1 от 19.12.2014 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки с порядковыми номерами 1, 2. Данные заявки были признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0346300106714000366-1 от 23.12.2014, победителем аукциона было признано ОГУП "Липецкфармация", чье предложение о цене контракта оказалось лучшим, и заявка, на участие в электронном аукционе, которого соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что выявленные в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты электронного аукциона.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ОГУП "Липецкфармация" на положения документации об аукционе в электронной форме на закупку экстемпоральных лекарственных средств (реестровый номер 0346300106714000366) обоснованной.
2. В действиях заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Данковская межрайонная больница" установлены нарушения
п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ А.А. Сешенов
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ А.В. Хохольских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 декабря 2014 г. N 284с/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2014