Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 ноября 2014 г. N 03-10.1/601-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Стройпром" (далее - Заявитель, Общество) на действия Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "выполнение работ по объекту "Водоснабжение д. Петровка Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300028214000018) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12569 от 17.11.2014), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в документации об аукционе неправомерные требования.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-11337 от 18.11.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 12837 от 21.11.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 29.10.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 26294187 рублей.
30.10.2014 и 02.11.2014 Заказчиком вносились изменения в документацию об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Руководствуясь указанными нормами, в разделе III "Техническое задание" документации об аукционе Заказчик установил требования к выполнению работ.
3.1. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно - технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Частью 1 статьи 743 ГК РФ установлена обязанность выполнения строительных работ в соответствии с проектно-сметной документацией (подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ).
Таким образом, проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Указанное требование подтверждается и тем, что пунктом 3.1 проекта муниципального контракта, размещенным на официальном сайте, предусмотрена обязанность выполнить работы, в том числе в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, те . проектно-сметная документация является документом, раскрывающим существенные условия муниципального контракта, а значит, является обязательным его приложением и подлежит включению в документацию об аукционе и размещению на официальном сайте, так как содержит указание на объем работ, которые необходимо выполнить, на их качественные и технические характеристики. На это указывает решение УФАС по Омской области N 03-10.1/457-2014 от 01.09.2014 г.
При этом состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2008 года N 87. На это же указывает Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа по делу Дело N А40-53467/12-144-259.
В соответствии со статьей 4 Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2008 года N 87 определено, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий. Это требование в полной мере поддерживает ГОСТ Р 21.1001-2009 "Система проектной документации для строительства. Общие положения".
Таким образом, рабочая документация является неотъемлемой частью ПСД и без ее наличия невозможно обеспечить реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений капитального строительства.
Не размещение заказчиком ПСД в полном объеме, а именно отсутствие рабочей документации на официальном сайте является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, мешает участникам закупки правильно подготовить заявку на участие, а так же создает угрозу неисполнения Подрядчиком своих обязательств по Муниципальному контракту".
Не соглашаясь с доводами Заявителя, представители Заказчика пояснили следующее:
"Требования к проектной документации определяются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Данном Постановлении Правительства установлено следующее: Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов (п.9):
1) Раздел 1 "Пояснительная записка";
2) Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка";
3) Раздел 3 "Архитектурные решения";
4) Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения";
5) Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического
обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических
решений;
а) подраздел "Система электроснабжения";
6) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения".
б) "Проект организации строительства";
7) "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального
строительства";
8) "Перечень мероприятий по охране окружающей среды";
9) Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
10) Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов";
11) Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства";
12) Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами".
Для каждого раздела имеется текстовая и графическая часть.
В соответствии с "ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2013 N 156-ст.
В состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
- рабочие чертежи, объединенные в основные комплекты рабочих чертежей по маркам. Марки основных комплектов рабочих чертежей приведены в таблице Б. 1 (Приложение Б);
- прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
Таким образом, исходя из практики и законодательного регулирования Рабочая документация включается в проектную документацию на этапе подготовки и впоследствии представляет собой ту часть проекта, которая передается Застройщику для непосредственного производства работ. Таким образом, размещения проектной документации достаточно поскольку данная документация включает в себя рабочую.
Помимо вышесказанного, необходимо отметить, что размещение отсутствие конкретного указания на рабочую документацию не может помешать правильно подготовить документацию для электронного аукциона, а также не может привести к ограничению участников определения поставщика, поскольку ДЭА содержит в соответствии с 44-ФЗ исчерпывающий перечень требований, которые предъявляются Заказчиком, как к участникам определения поставщика так и к материалам.
Следует отметить, что понятие "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах в случае соответствия проектной документации требованиям Положения ее следует признать размещенной в полном объеме, поскольку обязательность включения в нее рабочей документации законодательно не установлена".
Комиссия установила, что проектная документация на объект "Водоснабжение д. Петровка Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" размещена на официальном сайте в полном объеме.
Исходя из вышесказанного, учитывая пояснения представителей Заказчика, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
3.2. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"Все материалы, товар, оборудование, используемые при производстве работ, отражённые в проектной документации, должны согласовываться на стадии подготовки технического задания на разработку проектной документации заказчиком и проектной организацией. В том числе возможность применения эквивалента заявленного материала, товара, оборудования в связи с требованиями Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, при составлении технических требований Заказчик должен указывать требования к материалам в соответствии со спецификациями проектной документации.
Спецификация оборудования и материалов, используемых при производстве строительных работ, регламентирована ГОСТ 21.110-95 "Система проектной документации для строительства. Правила выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов", где определено необходимое и достаточное условия к требованиям по показателю используемых материалов.
В Приложении 1 к Разделу III "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), отличные от указанных в спецификациях к проектной документации.
При этом Заказчик не включил в аукционную документацию обоснование о необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии, отличных от проектной документации, которая раскрывает существенные условия муниципального контракта.
Так же Заказчик нарушает Градостроительный кодекс, в частности пункт 2 статьи 48, а именно Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Обращаем особое внимание на то обстоятельство, что проектом Муниципального контракта не предусмотрена ответственность Подрядчика за поставку товаров (материалов) с показателями, отличающимися от указанных им в заявке на участие в электронном аукционе. Таким образом, при выполнении Муниципального Контракта Подрядчик имеет полное право использовать материалы и оборудование с характеристиками, указанными в проектной документации, не учитывая дополнительные
требования Заказчика к товарам (материалам).
В позиции 7 Приложения 1 указан "Лист профилированный", при этом прописаны следующие требования "...Из стали оцинкованной (рулонная холоднокатаная сталь, оцинкованная горячим способом в агрегатах непрерывного цинкования) по ГОСТ Р 52246- 2004, ГОСТ 14918-80, EN 10147, EN 10326 или стали оцинкованной с полимерным покрытием (рулонный холоднокатаный горячеоцинкованный прокат с полимерным покрытием...",
Проектной документацией шифр N 36-1-0313-ТКР.АС лист 2 предусмотрено использование профилированного листа для строительства забора насосной станции, при этом указано требование к материалу: профилированный лист (С8-Г150 по ТУ 5285-001 - 45859820-97, цвет зеленый)".
Не соглашаясь с доводами Заявителя, представители Заказчика пояснили следующее:
"Статья 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает в ч. 8, что в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что вообще указывает, на то, что проектная документация может быть создана на условиях ТУ, которые разработаны самим Заказчиком.
Помимо этого сами действующие Технические условия. ГОСТЫ в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" в настоящее время носят рекомендательный характер.
Неприменение Заказчиком стандартных технических показателей обосновывается самой проектной документацией на 58 листах и теми изысканиями которые были сделаны.
В связи с этим использование иных показателей по сравнению с действующими ГОСТами и ТУ, в части в которой соответствующие показатели используются, обоснованно.
Помимо этого, необходимо обратить внимание, что ответственность Подрядчика предусмотрена в проекте контракта в полном соответствии с действующим законодательством".
Изучив документацию об аукционе, Техническое задание, Комиссия считает, что установленные в Техническом задании характеристики не препятствуют использованию при строительстве забора оцинкованного профлиста зеленого цвета, как и указано в проектной документации.
Требования к наличию СРО и ответственность подрядчика в проекте контракта установлены в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанного, учитывая пояснения представителей Заказчика, Комиссия признает жалобу необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Стройпром" на действия Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "выполнение работ по объекту "Водоснабжение д. Петровка Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300028214000018).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
Ш.М.Кусанова |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.В.Кузьменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 ноября 2014 г. N 03-10.1/601-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2014