Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 ноября 2014 г. N 03-10.1/603-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СМТ "Трубопроводстрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "выполнение работ по объекту "Водоснабжение д. Петровка Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300028214000018) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12606 от 18.11.2014), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в документации об аукционе неправомерные требования.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-11337 от 18.11.2014) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 12837 от 21.11.2014).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 29.10.2014 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 26294187 рублей.
30.10.2014 и 02.11.2014 Заказчиком вносились изменения в документацию об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Руководствуясь указанными нормами, в разделе III "Техническое задание" документации об аукционе Заказчик установил требования к выполнению работ.
3.1. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"В Приложении N 1 к разделу Техническое задание Документации об аукционе на листах 207-236 установлено описание смеси асфальтобетонной мелкозернистой, при этом в локально-сметных расчетах не содержится вида работ, в котором применяется данный материал, также отсутствуют расценки с применением данного материала и отдельной позицией в локально-сметных расчетах данная позиция, как материал, также не выделена.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться правил объективности такого описания, а также использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Полагаем, что заказчиком в указанной выше части при разработке документации нарушены положения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона, поскольку применено описание материала не используемого при выполнении работ, что вводит потенциальных участников закупки (в том числе заявителя) в заблуждение".
Не соглашаясь с доводами Заявителя, представители Заказчика пояснили следующее:
"В смете 06-1, в позиции 39 "Устройство круглых колодцев из сборного железобетона в грунтах: мокрых" есть Смеси асфальтобетонные дорожные из расчета 0,9 т на 10 м3 железобетонных и бетонных конструкций колодца. Нужны для устройства подготовки в мокрых грунтах.
Использование материала: смесь асфальтобетонная мелкозернистая предусмотрено ТЕР22-04-001-02, утвержденных Распоряжением Правительства Омской области от 26.07.10 N119-рп. В приложении к Документации об электронном аукционе заказчиком приложена смета в которой указаны работы, отдельно в Техническом задании указаны требования к используемым материалам, при этом к настоящему ответу на жалобы мы прикладываем локальную ресурсную ведомость, в которой указаны все используемые при производстве работ материалы, выполненную в программе Гранд-смета. Руководствуясь Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", которое в п. 4.4. указывает, что в локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы "нулевого цикла") и надземную часть, а также тем, что исчерпывающие требования к материалам Заказчиком были установлены в файле Приложение 1 Требования к материалам, возможно сделать логичный вывод, о том, что сметы, размещенные Заказчиком, выполнены в полном соответствии с действующем законодательством, введения участников определения поставщика в заблуждения не осуществлялось".
При этом представители Заказчика представили сметный расчет с развернутыми позициями из которых следует, что материалы, установленные в Техническом задании, в частности, "Смесь асфальтобетонная мелкозернистая" будет использоваться при выполнении работ по устройству колодцев.
Исходя из изложенного, учитывая пояснения представителей Заказчика, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
3.2. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"- В позиции N 15 "Известь строительная комовая" (Приложения N 1 к разделу Техническое задание Документации об аукционе, лист 25) заказчиком установлены требования к характеристикам товара по данной позиции в части его транспортировки, а именно: "Известь должна отгружаться и транспортироваться навалом, транспортное средство должно быть очищенным, при транспортировке известь должна быть защищена от воздействия влаги и не должна загрязняться посторонними примесями".
- В позиции N 34 "Труба профильная" (Приложения N 1 к разделу Техническое задание Документации об аукционе, лист 122) заказчиком установлены требования к характеристикам товара по данной позиции в части его упаковки, а именно: "Профили должны поставляться пакетами с учетом требований ГОСТ 7566. Профили в пакете должны быть плотно уложены и прочно обвязаны в поперечном направлении через каждые 2-3 м длины. Профили в пакете длиной до 6 м включительно должны быть обвязаны не менее чем в двух местах. Профили поставляют по теоретической массе. Масса пакета - не более 10 т.".
- В позиции N 50 "Электроды" (Приложения N 1 к разделу Техническое задание Документации об аукционе, листы 170-172) заказчиком установлены требования к характеристикам товара по данной позиции в части его упаковки, а именно: "Электроды должны быть упакованы в коробки или пачки по одному из следующих вариантов: в герметизируемые пластмассовые коробки (пеналы); в пачки, завернутые в оберточную бумагу или равноценную ей по характеристикам, которые в последующем должны быть упакованы в герметизируемые металлические коробки (пеналы); в коробки из коробчатого картона, толщина которого должна быть не менее 0,7 мм, которые в последующем должны будут упакованы в полиэтиленовую пленку, толщина которой должна быть не менее 0,1 и не более 0,2 мм, или в полиэтиленовую термоусадочную пленку; в пачки, которые должны быть завернуты в оберточную бумагу и в последующем должны быть упакованы каждая в герметичную упаковку из полиэтиленовой пленки, толщина которой должна быть 0,1 - 0,2 мм; в коробки из коробчатого картона толщина которого должна быть не менее 0,8 мм; в пачки, которые должны быть завернуты в двухслойную упаковочную бумагу марок Б-70, Б-80 или Г-80, или в мешочную бумагу марок В-70 или В78".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться правил объективности такого описания. Полагаем, что в данном случае нарушено правило объективного описания товара - поскольку по условиям договора подряда, заключаемого по результатам торгов, следует, что работы выполняются с применением материалов подрядчика. Федеральный закон обязывает участника закупок предоставить конкретные показатели товара, которые непосредственно характеризуют такой товар с технической, качественной, функциональной, эксплуатационной стороны. Требования к упаковке товара, а также его транспортировке к указанным характеристикам не относятся, а следовательно в отношении требований к упаковке не могут устанавливаться минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться.
Полагаем, что заказчиком в указанной выше части при разработке документации нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона".
Не соглашаясь с доводами Заявителя, представители Заказчика пояснили следующее:
"- Требование о транспортировке Извести строительной комовой действительно установлено Приложением N1 к разделу "Техническое задание", однако сделано это в соответствии с ГОСТ 9179-77, который в п. 5.6. и 5.6.1 предусматривает: "При транспортировании и хранении известь должна быть защищена от воздействия влаги и загрязнения посторонними примесями. Известь транспортируют всеми видами крытого транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. Допускается с согласия потребителя поставка комовой извести в цельнометаллических полувагонах и открытых автомашинах при условии сохранения ее
качества и принятия необходимых мер против распыления и воздействия атмосферных осадков". Таким образом, требование о транспортировке извести является обоснованным, поскольку нарушение правил ее транспортировки может оказать влияние на качество произведенных с её использованием работ, а также на состав самой извести.
- Требования к материалу "Труба профильная" установлены п. 5.7. ГОСТ 7566-94.
- Требование к упаковке электродов также установлено в соответствии с п. 6 ГОСТ 9466-75.
Заявленное требование не нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. На этих же позициях стоит и ФАС России, который в Письме от 1 июня 2012 года N АГ/17358 указал, что установленные требования к товарам должны позволять участнику сформулировать своё предложение, в то же время если помимо требований к товарам установлены требования к иным характеристикам, в частности к упаковке, то данное требование не должно приводить к ограничению количества участников размещения заказа.
Упаковка, аналогичная прописанной в Техническом задании, используется производителями для реализации указанных товаров через розничную сеть".
Комиссия согласилась с возражениями представителей Заказчика и считает, что установление требований к упаковке не запрещено законодательством о закупках и не ограничивает количество участников закупки, в связи с чем, признает данный довод жалобы необоснованным.
3.3. В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"При описании характеристик используемого материала, Заказчик использует не существующие единицы измерения, например мЗ, заменяя в ряде случав цифру "3" на заглавную букву "З". Так, на странице 56 и 85 Приложения N 1 к разделу Техническое задание Документации об аукционе установлено: "минимальный расход портландцемента ПЦ-Д20 или шлакопортландцемента должен быть не менее 170 кг/мЗ", на странице 63 того же приложения: "плотностью зерен от 2000 до 2800 г/смЗ или их смеси".
Таким образом, заказчик вводит потенциальных участников закупки (в том числе заявителя) в заблуждение, устанавливая значения показателей товара, такому товару не присущие".
Не соглашаясь с доводами Заявителя, представители Заказчика пояснили следующее:
"Часть 2 ст. 33 44-ФЗ предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Считаем, что указание в документации м3 вместо м3, не влияет на способность участников определения поставщика определить, какие конкретно требования предъявляет Заказчик, поскольку используемое указание исключает его какое-либо иное толкование в контексте требований к товарам".
Комиссия считает, что выражение "кг/м3", "кг/мЗ" или кг/м3 однозначно воспринимается как "килограмм на метр кубический" и не может ввести в заблуждение участников закупки, в связи с чем, довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "СМТ "Трубопроводстрой" на действия Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "выполнение работ по объекту "Водоснабжение д. Петровка Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300028214000018).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
Ш.М.Кусанова |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.В.Кузьменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 ноября 2014 г. N 03-10.1/603-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2014