Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 декабря 2014 г. N 03-10.1/613-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М.- и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии:
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0352300030214000176) на поставку иммунобиологических препаратов (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей заказчика - ,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12931э от 25.11.2014) жалоба заявителя, из которой следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям действующего законодательства.
Также заявитель полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в документации о закупке не определен срок поставки товара и количество заявок заказчика на поставку товара.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Омского УФАС России, в связи с чем, данный довод заявителя не может быть рассмотрен Комиссией.
Учитывая изложенное, копия жалобы заявителя направлена (исх. N 03-11859 от 28.11.2014) Омским УФАС России в адрес Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора для рассмотрения по существу в указанной части.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-11768 от 27.11.2014) заказчиком представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 17.11.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0352300030214000176 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 991735,70 руб.
23.11.2014 опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 26.11.2014 на участие в электронном аукционе поступила две заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) внеплановой проверки Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:
3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
Указанные требования установлены заказчиком в Разделе II документации об аукционе "Наименование и описание объекта закупки" (далее - Раздел II).
В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения N 0352300030214000176 и в подпункте 5.8.2 пункта 5.8 документации об электронном аукционе заказчиком указано: "Поставка товара осуществляется с момента заключения договора по 31 декабря 2015 года отдельными партиями в строгом соответствии с заявками заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявки".
Пунктом 4.2 проекта контракта также предусмотрено, что "поставка товара осуществляется с момента заключения договора по 31 декабря 2015 года отдельными партиями в строгом соответствии с заявками заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявки".
В жалобе заявителя указано: "Документация о закупке не содержит данных о количестве заявок на поставку товара (количестве поездок к заказчику с товаром), тем самым ограничивая конкуренцию, позволяя стать участником закупки компаниям и иным лицам, находящимся в одном населенном пункте с заказчиком, уже имеющим сведения (данные, договоренности с заказчиком) о количестве и сроках поставок товара, не позволяя произвести расчет стоимости доставки товара в адрес заказчика.
При этом ни проект контракта, ни документация о закупке не устанавливают даже примерный график поставки товара. Отсутствие данной информации не позволяет участникам принять участие в закупке и сформировать свое ценовое предложение, т.к. стоимость товара в зависимости от условий поставки, в том числе от количества необходимого к поставке товара, может меняться.
Также отсутствие данной информации не позволяет сделать вывод об условиях исполнения контракта, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, статьям 432, 506 и 525 ГК РФ.
Исходя из условий положения документации о закупке (поставка товара в течение срока действия договора) не ясно, какие цели закупки установлены заказчиком, так как в соответствии со статьей 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота".
В свою очередь, представители заказчика пояснили Комиссии, что формирование конкретных сроков поставок или графика поставок в режиме круглосуточной (семь дней в неделю) неотложной помощи не представляется возможным, ввиду различной и нерегулярной потребности заказчика в медицинских иммунобиологических препаратах.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Частью 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
При этом в силу части 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В документации об аукционе и проекте контракта срок поставки определен указанием на событие - момент получения заявки от заказчика на конкретную партию товара, однако данное обстоятельство не отвечает признакам неизбежности, так как оно связано с волеизъявлением заказчика.
В случае если событие не обладает качеством неизбежности наступления, то такое положение в договоре не может определять срок.
В силу указанного Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя о том, что в документации об аукционе и проекте контракта заказчиком не определен срок поставки лекарственных препаратов.
3.2. Из жалобы заявителя следует: "Документация о закупке в описании объекта закупки содержит избыточные требования к лекарственным средствам. При этом требования части 2 статьи 33 закона о контрактной системе в части указания "максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей не могут изменяться" проигнорированы, т.е. не ясно, чем обусловлен выбор заказчика в пользу ампул 1 мл с учетом введения лекарственного средства (см. инструкцию по применению) из расчета 1 мл на 1 кг массы человека".
В Разделе II заказчик предусмотрел следующее условие: "Допускается возможность пересчета количества товара в соответствии с зарегистрированным количеством товара в потребительской упаковке".
Представители заказчика пояснили Комиссии, что данное условие указывает на возможность поставки лекарственных средств в ампулах различных объемов (1 мл, 3 мл и т.д.).
В силу указанного Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным.
4. При осуществлении данной закупки Комиссия установила следующе:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В разделе "Требования к участникам" извещения N 0352300030214000176 заказчиком указано:
"Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Подпунктом 2.1.1 документации об электронном аукционе установлено единое требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и/или действующей лицензии на деятельность по производству лекарственных средств.
Заказчик также установил, что вторая часть заявки должна содержать копию лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и/или действующей лицензии на деятельность по производству лекарственных средств.
Вместе с тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении N 0352300030214000176 не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а именно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Также пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна, в том числе содержаться, информация об источнике финансирования.
В разделе "Источник финансирования" извещения N 0352300030214000176 заказчиком указано: "Средства бюджетных учреждений", в то же время в пункте 1.5 документации об электронном аукционе указано, что источником финансирования являются средства территориального фонда обязательного медицинского страхования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при проведении электронного аукциона (извещение N 0352300030214000176) на поставку иммунобиологических препаратов.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2"и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
Ш.М.Кусанова
А.В.Вормсбехер
Н.М.Капарушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 декабря 2014 г. N 03-10.1/613-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2014