Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Смелова А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Фокинская участковая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку адаптированной молочной смеси и молочных каш для детей первого и второго года жизни" (извещение N 0356300009714000058),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300009714000058 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку адаптированной молочной смеси и молочных каш для детей первого и второго года жизни".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, установлены в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация) на поставку товара.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указано выше, предметом закупки является адаптированная молочная смесь для детей с рождения до 6 месяцев, в том числе, со следующими характеристиками: белок от 1,2 до 1,3, смесь должна содержать ДЦПНЖК (арахидоновую кислоту и докозагексаеновую кислоту в соотношении 1/1), смесь для детей с 6 до 12 месяцев, в том числе, со следующими характеристиками, белок от 1,2 до 1,5, смесь должна содержать ДЦПНЖК (арахидоновую кислоту и докозагексаеновую кислоту в соотношении 1/1), расфасовка не менее 400 гр., молочная каша для детей 6 месяцев до 12 месяцев, в том числе, со следующими характеристиками, натрий не более 200 мг.
При этом, Заказчиком в документации о закупке приведено обоснование потребности поименованных выше характеристик.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 и Федеральным законом от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88). Указанный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции (ст.3 Закона N 88).
Согласно ч.5 ст. ст.14 Закона N 88, под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
В соответствии с ч.8 ст.14 поименованного Закона, под продуктами детского питания моментального приготовления для детей раннего возраста понимаются сухие продукты детского питания для детей раннего возраста, восстанавливаемые до готовности в домашних условиях путем разведения питьевой водой, молоком, адаптированной молочной смесью или соком, температура которых не должна быть ниже 30 градусов Цельсия. Не допускается применение понятия "инстантный продукт".
В соответствии с Приложением 13 к Закону N 88-ФЗ, допустимый нормируемый уровень белка в адаптированных молочных смесях с рождения до 6 месяцев составляет 1,2-1,7 гр., с 6 месяцев до 12 месяцев - 1,5 - 1,8 гр.
При этом, в примечании указано, что состав белков адаптированной молочной смеси должен быть максимально приближен к составу белков женского молока.
Таким образом, Закон N 88 устанавливает допустимый минимальный и максимальный уровень белка в смеси, при этом указано, что состав молочной смеси должен быть приближен к составу женского молока.
Комиссией установлено, что Заказчиком параметр белка в смеси с рождения до 6 месяцев установлен в рамках значений Закона N 88, однако, содержание белка в смеси с 6 до 12 месяцев выходит за рамки, установленные Законом N 88.
Довод Заявителя о том, что Заказчику необходимо определять параметры в точном соответствии, в данном случае, с допустимым нормируемым уровнем белка в соответствии с Законом N 88, и, как следствие, довод о том, что Заказчик не имел права сужать показатель белка, отклоняются Комиссией как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм Закона о закупках.
Вместе с тем, поскольку показатель белка в смеси с 6 месяцев до 12 не входит в диапазон, указанный в Законе N 88, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.2 ст.35 Закона N 88-ФЗ продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем:
1) 1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе);
2) 0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси;
3) 0,25 литра - молоко питьевое, сливки питьевые, кисломолочные продукты;
4) 0,1 килограмма - пастообразные продукты детского питания на молочной основе, в том числе творог и продукты на его основе.
Таким образом, для упаковки молочных смесей законодательно установлена только верхняя граница - 1 кг.
Как указано выше, Заказчиком данный показатель установлен следующим образом: не менее 400 гр.
Комиссия отмечает, что в документации не содержится обоснования минимально возможной упаковки.
Более того, обоснование, приведенное в документации о закупке, касаемое содержания белка в смеси, в том числе, ссылки на статьи иностранный авторов 1999 года и т.д. не могут являться надлежащим обоснованием необходимости применения нестандартных показателей.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком при установлении характеристики содержания натрия в каше - не более 200 гр.
Нашел подтверждение и довод Заявителя о том, что установленные показатели в совокупности, ведут к ограничению количества участников закупки. Доказательств того, заявленным характеристикам соответствуют не только смеси и каша "Малютка" (Нутриция) Заказчиком не представлено.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Смелова А.Г. на действия ГБУЗ ПК "Фокинская участковая больница" при проведении электронного аукциона на поставку адаптированной молочной смеси и молочных каш для детей первого и второго года жизни" (извещение N 0356300009714000058) обоснованной в части установления характеристики белка в смеси от 6 до 12 месяцев, в части ненадлежащего обоснования использования нестандартных показателей, в части становления требования, влекущих ограничение количества участников закупки.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Фокинская участковая больница выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений, допущенных ГБУЗ ПК "Фокинская участковая больница", выдать предписание ГБУЗ ПК "Фокинская участковая больница", Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "Фокинская участковая больница" ГБУЗ ПК "ЦРБ Пермского муниципального района" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2014