Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Маяк" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), Министерства по физической культуре и спорту Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по созданию концепции и подготовке документации укрупненного инвестиционного проекта Пермского края в сфере туризма для его участия в конкурсном отборе инвестиционных проектов с целью включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) (извещение N 0156200009914000636),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009914000636 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на оказание услуг по созданию концепции и подготовке документации укрупненного инвестиционного проекта Пермского края в сфере туризма для его участия в конкурсном отборе инвестиционных проектов с целью включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Заявитель полагает, что нормы Закона о закупках нарушены, поскольку конкурс на оказание услуг по созданию концепции и подготовке документации объявлен после завершения срока подачи заявок на участие в отборе, установленного организатором конкурсного отбора инвестиционных проектов - Федерального агентства по туризму.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Во второй главе федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" (далее - ФЦП) "Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения" обозначены этапы реализации ФЦП.
Реализация Программы рассчитана на период с 2011 по 2018 годы. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в два этапа. Первый этап - 2011 - 2014 годы - предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Второй этап - 2015-2018 годы - на конкурсной основе будут отобраны инвестиционные проекты для реализации на втором этапе Программы (2015-2018 годы), в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.
В соответствии с данным положением ФЦП Заказчиком, Уполномоченным органом объявлен данный конкурс, который направлен на подготовку конкурсной документации для участия в конкурсе инвестиционных проектов в 2015 году (с планом реализации в 2016-2018 гг.).
В целях принятия объективного решения по данному вопросу, Пермским УФАС России была получена информация от заместителя начальника отдела анализа и статистики туристских услуг Федерального агентства по туризму Алексеева В.В., согласно которой, на этапы делится сама программа, участие во втором этапе (2015-2018 гг.) возможно и без участия в первом этапе (2011-2014 гг.), во второй этап могут включаться объекты (проекты), которые не входили в первый этап.
При указанных выше обстоятельствах довод Заявителя о том, что конкурс объявлен позже установленного на официальном сайте http://www.russiatourism.ru/urgent/4985/?sphrase_id=14934 срока приема заявок, является несостоятельным.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 документации о закупке.
Так, одним из показателей критерия "Квалификация участника конкурса" является показатель "Наличие научных статей по вопросам развития туризма в Пермском крае, опубликованных в изданиях из списка ВАК (С3i)".
Предметом оценки является наличие у штатных сотрудников участника конкурса научных статей на тему туризма в Пермском крае*, опубликованных в изданиях из списка ВАК (Высшая аттестационная комиссия) (далее - статьи). Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у сотрудников участника конкурса 5 статей (Кпред). Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие статей. Документами, подтверждающими наличие у сотрудников участника конкурса статей, являются:- копии научных статей на тему туризма в Пермском крае*, опубликованных в изданиях из списка ВАК.* данная фраза должна содержаться в тексте статьи.Расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
С3i = КЗ100
(Кi/Кmax);
б) в случае если Кmax Кпред, - по формуле:
С3i = КЗ100
(Кi/Кпред),
при этом, если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное максимальное значение по данному показателю, количество баллов, присуждаемые данной заявке, определяются следующим образом:
Сmax = КЗ100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,3);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком (5 статей);
Сmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком;
С3i - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Наличие у сотрудников участника конкурса научных статей считается не подтвержденным в случае:
- отсутствия копий научных статей на тему туризма в Пермском крае, опубликованных в изданиях из списка ВАК.
и (или)
- несоответствие тематики статей.
При отсутствии у участника конкурса статей и (или) подтверждающих документов участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что требование о подтверждении квалификации, в том числе, посредством предоставления статей на тему туризма в Пермском крае, обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит требованиям Закона о закупках, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом реализовано право, прямо предусмотренное Правилами, а именно, предусмотрен показатель, раскрывающий содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающий особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям оценки.
Более того, наличие научных статей на тему туризма в Пермском крае является предметом оценки, и как следует из конкурсной документации (п.2 Раздела 7) отсутствие документов, подтверждающих квалификацию, не является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с ч.2 ст.54 Закона о закупках, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.54 Закона о закупках, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Указанные выше требования Закона о закупках коррелируют с положением, обозначенным в п.1 Раздела 13 документации о закупке - срок подписания контракта победителем конкурса - в течение десяти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и с положением о признании участника уклонившимся в случае, если в течение десяти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, участник конкурса не предоставил подписанный контракт и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Маяк" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Министерства по физической культуре и спорту Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по созданию концепции и подготовке документации укрупненного инвестиционного проекта Пермского края в сфере туризма для его участия в конкурсном отборе инвестиционных проектов с целью включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) (извещение N 0156200009914000636) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2014