Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 ноября 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ИнКом" (далее - Заявитель) на действия администрации Горского сельского поселения Осинского района (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на строительство водопроводных сетей в с.Горы Горского сельского поселения Осинского муниципального района (извещение N 0156300016014000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300016014000015 Заказчиком проводился открытый конкурс на строительство водопроводных сетей в с.Горы Горского сельского поселения Осинского муниципального района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пп "г" ч.2 ст.51 Закона о закупках обозначено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к заявке и к участникам закупки обозначены Заказчиком в Разделе 12, 13 конкурсной документации. Так, участник закупки должен иметь свидетельства о допуске к указанным в предмете муниципального контракта видам работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках:
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства;
3.Земляные работы:
3.1. Механизированная разработка грунта;
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы;
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
16. Устройство наружных сетей водопровода:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:
20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1кВ включительно;
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно.
24. Пусконаладочные работы:
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство (Раздел 12 конкурсной документации).
В п. 13 конкурсной документации содержится аналогичное требование, однако указано только п.33.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
С учетом указанных выше норм права, лицо, с которым по итогам открытого конкурса будет заключен контракт, является лицом, осуществляющим строительство и в силу прямого указания закона должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства, причем вне зависимости от того, будет ли привлекать данное лицо в ходе выполнения работ по контракту других лиц или выполнять строительные работы самостоятельно.
Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. N14-ФЗ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Как указано выше, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что работы можно выполнять как лично, так и с привлечением субподрядных организаций (при этом, в письменных пояснениях указано на то, что субподряд не предусмотрен). Представитель Заявителя не смог пояснить, каким образом необходимо выполнять работы. Вместе с тем, из положений конкурсной документации (п.1.3 проекта контракта) однозначно следует, что при выполнении работ возможно привлечение субподрядных организаций.
Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки, с учетом того, что возможно привлечение субподрядных организаций, участнику закупки достаточно представить копию действующего свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в данном случае, п.33.3.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика имеется нарушение п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что требование к участникам закупки, обозначенное в конкурсной документации (п.п.2 п.7.2) нарушает требования Закона о закупках, нашел свое подтверждение.
Требования к участникам закупки поименованы в ст.31 Закона о закупках.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, положение, обозначенное в конкурсной документации, о том, что участник закупки должен подтвердить правомочность заключать контракт, не соответствует требованиям Закона о закупках, и, как следствие, нарушает ч.6 ст.31 Закона о закупках, поскольку п.2 ч.1 ст.31 Закона о закупках утратил силу (Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ).
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнКом" на действия администрации Горского сельского поселения Осинского района при проведении открытого конкурса на строительство водопроводных сетей в с.Горы Горского сельского поселения Осинского муниципального района (извещение N 0156300016014000015) обоснованной в части незаконного требования о подтверждении правомочности заключать контракт.
2. Признать в действиях администрации Горского сельского поселения Осинского района выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.6 ст.31 Закона о закупках.
3. Признать в действиях администрации Горского сельского поселения Осинского района выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
4.Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "Уралпроект" (вх. N 18457-14).
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 ноября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2014