Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эф-Билд" (далее - Заявитель) на действия администрации Горского сельского поселения Осинского района (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на строительство водопроводных сетей в с.Горы Горского сельского поселения Осинского муниципального района (извещение N 0156300016014000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300016014000016 Заказчиком проводился открытый конкурс на строительство водопроводных сетей в с.Горы Горского сельского поселения Осинского муниципального района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 27 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, какой либо срок возврата денежных средств Законом о закупках не определен.
Анализ аукционной документации показал, что данное требование Заказчиком не исполнено.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушена норма, закрепленная в ч.27 ст.34 Закона о закупках.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Разделе 4 документации о закупке.
Одним из критериев является критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" используется 100-бальная шкала оценки.
Показатели критерия, его содержание и особенности оценки:
Показатель N1. Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - наличие у участника закупки за последние 5 лет (за период с 1 января 2010 года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе) опыта строительства и(или) реконструкции линейных объектов (трубопроводов) - водопроводов и(или) газопроводов и(или) тепловых сетей и(или) канализационных сетей для обеспечения государственных и/или муниципальных нужд.
Под определением "сопоставимый характер и объем работ" следует понимать - исполнение в каждом полном календарном периоде (календарный период определяется каждым полным календарным годом -2010 год, 2011 год, 2012 год, 2013 год) не менее одного исполненного муниципального и/или государственного контрактов и/или гражданско-правового договора бюджетного учреждения и/или договора субподряда по указанным выше контрактам (договорам) протяженностью более 11 км и ценой такого контракта (договора) более 54 млн.руб.
Примечание: Указанное выше условие не распространяется на неполный календарный 2014 год, при этом при оценке учитывается общая протяженность объектов капитального строительства, указанных в копиях исполненных в 2014 году муниципальных и/или государственных контрактов и/или гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений и/или договоров субподряда по указанным выше контрактам (договорам) или актах по форме КС-11 (по газопроводам - в актах приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы). Начисление баллов производится по объектам капитального строительства с датами подписания актов по форме КС-11 или актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в 2014 году.
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается копиями исполненных муниципальных и/или государственных контрактов и/или гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений и/или договоров субподряда по указанным выше контрактам (договорам), справками и актами по формам КС-2, КС-3, КС-11 (по газопроводам вместо акта по форме КС-11 может быть представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы).
Предметом оценки является общая протяженность всех объектов капитального строительства, указанных в копиях исполненных в 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годах муниципальных и/или государственных контрактов и/или гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений и/или договоров субподряда по указанным выше контрактам (договорам) или актах по форме КС-11 (по газопроводам по в актах приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы) без ограничения протяженности объекта и цены контракта(договора). Начисление баллов производится по объектам капитального строительства с датами подписания актов по форме КС-11 или актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы не ранее 1 января 2010 года до даты подачи заявок на участие в конкурсе.
При этом следует учитывать следующее:
В случае невыполнения условия об исполнении в каждом полном календарном периоде (календарный период определяется полным календарным годом - 2010 год, 2011 год, 2012 год, 2013 год) не менее одного исполненного муниципального и/или государственного контрактов и/или гражданско-правового договора бюджетного учреждения и/или договора субподряда протяженностью более 11 км и ценой такого контракта (договора) более 54 млн.руб. (за исключением 2014 года), протяженность всех объектов капитального строительства, принятых по актам КС-11 или актам приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в соответствующем полном календарном периоде, при оценке не учитывается - приравнивается к "0".
Источником информации о протяженности линейного объекта являются контракт(договор) или акт по форме КС-11 или акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. В случае отсутствия в указанных выше документах информации о протяженности линейного объекта, такая информация может быть представлена в виде копии листов проектно-сметной документации, содержащей технико-экономические показатели линейного объекта. Предоставление проектно-сметной документации и заключений экспертизы в составе заявки не требуется.
Величина значимости показателя - 90%. Коэффициент значимости показателя (КЗ) - 0,9.
Присуждение баллов по показателю N1 "Опыт работы_" производится по формуле:
RCi= КЗ х Сi/Cmax x 100,
RCi - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке, по показателю N1
Сi- предложение участника закупки (протяженность в метрах объектов капитального строительства, указанные в i-й заявке),
Cmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки (максимальная протяженность объектов капитального строительства, указанные в i-й заявке).
КЗ - Коэффициент значимости показателя, равный 0,9.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что требование о подтверждении квалификации, в том числе, посредством предоставления копий контрактов, подтверждающих опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - наличие у участника закупки за последние 5 лет (за период с 1 января 2010 года по дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе) опыта строительства и(или) реконструкции линейных объектов (трубопроводов) - водопроводов и(или) газопроводов и(или) тепловых сетей и(или) канализационных сетей для обеспечения государственных и/или муниципальных нужд, в части требования о выполнении работ сопоставимого характера и объема прямо предусмотрено Правилами, и коррелирует как с предметом закупки, так и с начальной (максимальной) ценой контракта), и, как следствие, соответствует как Правилам, так и Законом о закупках, в части подтверждения опыта за последние 5 лет также не противоречит действующему законодательству, более того, позволяет в результате выбрать хозяйствующий субъект, который по квалификации наиболее отвечает требованиям Заказчика.
Иного не доказано.
Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить, что представитель Заявителя по доводу жалобы, оценка которому дана выше, каких-либо пояснений в обоснование своей позиции не представил, какая норма Закона о закупках нарушена, не назвал. Более того, каким образом требования Заказчика ограничивают количество участников закупки (с учетом того, что на участие в конкурсе было подано шесть заявок) пояснить не смог.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эф-Билд" на действия администрации Горского сельского поселения Осинского района при проведении открытого конкурса на строительство водопроводных сетей в с.Горы Горского сельского поселения Осинского муниципального района (извещение N 0156300016014000016) обоснованной в части довода, изложенного в п.1 жалобы.
2. Признать в действиях администрации Горского сельского поселения Осинского района ч.27 ст.34 Закона о закупках.
3. Предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц администрации Горского сельского поселения Осинского района к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 декабря 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2014