Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 ноября 2014 г. N 6176/НЮ
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПАЛАТЫ" на положения документации об аукционе на оказание услуг по приему и складированию снега, вывозимого с территории муниципального образования "Город Псков" в 2014 - 2017 годах (номер извещения: 0157300025214000760) (далее - Электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2014 года уполномоченным органом - Администрацией города Пскова объявлен электронный аукцион на оказание услуг по приему и складированию снега, вывозимого с территории муниципального образования "Город Псков" в 2014 - 2017 годах (номер извещения: 0157300025214000760).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24 октября 2014 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 267 627,41 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: |
06.11.2014 года 18:00. |
Дата и время окончания подачи заявок: |
24.11.2014 года 09:00. |
20 ноября 2014 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 27 ноября 2014 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.45 от 19.11.2014 г.).
Положения документации об аукционе содержит необоснованные ограничения к потенциальны исполнителям работ, в части установления следующих требований к земельному участку:
площадь 50 000 кв.м.,
расположение на расстоянии более 2,5 км от границ МО "Город Псков", 100 метров от жилых помещений,
земель промышленного и иного специального назначения.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменная позиция исх.4488 от 25.11.2014 г. в материалах дела).
Установление требование об отношении земельного участка к категории земель промышленного и иного специального назначение обусловлено вредным воздействием вывозимого с улиц дорог снега, который содержит бытовые отходы (в т.ч. ГСМ).
Необходимость удаленности земельного участка в 100 метрах от жилых населенных пунктов обусловлена не допустимостью подтопления близлежащих жилых домов при таянии снега, а расчет площади земельного участка обусловлен по опыту предыдущих лет.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно положениям документации об аукционе - земельный участок должен быть расположен с удаленностью от границ муниципального образования "Город Псков" на расстоянии не более 2,5 километров и относиться к категории земель промышленного и иного специального назначения, на землях, удаленных в радиусе 100 метров от жилых населенных пунктов, водонапорных башен.
Статья 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов осуществления землепользования называет приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Комиссия принимает доводы изложенные представителем Заказчика в ходе рассмотрения жалобы относительно категории земли (промышленного и специального назначения), обусловленные соблюдением прав жизни и здоровья человека. В виду того, что снежные массы вывезенные с улиц города, накапливают в себе множество отходов, различного вида опасности требование к категории земли именно промышленного и иного специального назначения обоснованы.
2. Согласно пункта 4.11 и пункта 4.12 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 предусмотрено, что участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
Однако, установление Заказчиком требования к исполнителю об обязанности иметь все необходимые согласования с Администрацией города Пскова, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Псковской области и муниципальным образованием по месту нахождения площадки, не раскрывает какие именно согласования необходимо будет произвести исполнителю.
Аукционная документация не содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо будет предоставить исполнителю (производителю работ на площадке) в ходе исполнения контракта. Следовательно, участники закупки не имеют возможности просчитать степень риска и как следствие установление данного требования к исполнению контракта (обязан иметь все согласования) может ограничить количество участников аукциона.
3. Согласно положениям ОДМ 218.3.031-2013. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 24.04.2013 N600-р) "сухие" снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов. Участок, отведенный под "сухую" снегосвалку, должен иметь твердое покрытие, обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф, водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения, ограждение по всему периметру, контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью.
В связи с вышеизложенным, конкретное указание "на землях, удаленных в радиусе 100 метров от жилых населенных пунктов", без возможности изменения радиуса в сторону увеличения, Комиссия считает необоснованным, необходимо установить возможность иного расстояния (радиус не менее 100 метров).
Также требование об ограждении площадки для приема и складирования снега забором высотой не менее 1,5 метра (пункт.2 части 5 Технического задания) Комиссия считает необоснованным. В соответствии с ОДМ 218.3.031-2013 при организации "сухих" свалок необходимо наличии ограждения по всему периметру, требования к высоте забора не установлено. Комиссия считает данное требование является излишним, поскольку законодательством РФ не установлено требований по высоте к ограждению "сухих" свалок и забор в 1,5 метра не оказывает прямого влияния на результат выполнения работ. В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком также не представлено иных документов, подтверждающих необходимость установления данного требования.
4. Комиссия, считает установление требования к площади земельному участку в размере 50 000.00 кв.м. необоснованным, поскольку представителем Заказчика не представлено доказательств объективного характера данной потребности Заказчика. В своих письменных объяснениях и в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика указал на необходимости увеличения площади земельного участка на 20 000 кв.м., в связи с опытом предыдущих лет, а именно увеличение объемов вывезенного снега и возможность свободного перемещения спецтехники.
Контракт, заключенный ранее Заказчиком на приемку и складирование снега в 2011-2013 гг. или документы, которые подтверждают необходимость увеличения площади земельного участка Заказчиком не представлено.
В свою очередь Заявителем (в запросе на разъяснение положений документации) подробно и обоснованно предоставлен расчет достаточной для приемки хранения снега площади земельного участка в размере 30 000 кв.м..
Заявитель в своем расчете площади основывается на заключенные Администраций города Пскова в 2013 году муниципальные контракты на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Псков" на период с 01.12.2013 года до 30.11.2016 года.
В соответствии с этими контрактами с улиц города должен вывозиться снег в следующих объемах: с улиц Запсковья - 71 829 куб.м, с улиц Завеличья - 78 665 куб.м, с улиц центра города - 112 686 куб.м, всего - 263 180 куб.м за одну зиму.
Сухой снег, согласно справочникам, имеет максимальную плотность 150 кг/мз, влажный снег - 350 кг/мз. Согласно долгосрочным метеонаблюдениям, в Пскове за год происходит в среднем 77 снегопадов, из них 48 раз выпадает сухой снег и 29 раз - мокрый.
Из этого следует, что в среднем, снег, вывозимый с улиц имеет максимальную плотность (150*48 + 350*29)/77 = 225 кг/мз. После переработки на сухих снежных свалках, согласно Методических рекомендациях по защите и очистке автомобильных дорог от снега (ОДМ 218.5.001-2008), снег уплотняется до 800 кг/мз. Общий объем всего объема снега, предполагаемого к вывозу за один зимний период с улично-дорожной сети города Пскова, и уплотненного на снежной свалке, составит 263 180 х 0,225 / 0,8 = 74 020 мз.
По расчету, приведенному в Методических рекомендациях по защите и очистке автомобильных дорог от снега (ОДМ 218.5.001-2008), для складирования 33 700 мз уплотненного снега требуется 11000 кв. м снежной свалки, таким образом, для складирования 74 020 мз уплотненного снега требуется 11000/33 700*74 020=24161 кв.м снежной свалки. С учетом возможного вывоза снега с территорий учреждений здравоохранения, образования и культуры, находящихся на территории города Пскова, максимальная площадь снежной свалки должна составлять не более 30 000 кв.м.
Таким образом, Заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в части необоснованности описания объекта закупки по вышеназванным требованиям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В нарушении вышеназванной нормы Заказчиком в документации об аукционе и при рассмотрении жалобы по существу не предоставлено обоснование объективного характера земельного участка для приемки и складирования снега, вывозимого с территории муниципального образования "Город Псков".
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, Комиссия усматривает признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Заказчика, установившего указанные требования.
А также нарушение статьи 6 Закона о контрактной системе, в части нарушения принципа контрактной системы в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено:
В соответствии ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в ст. 42 Закона о контрактной системе. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении такого аукциона должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
В нарушении вышеназванных норм - уполномоченным органом установлена дата и время начала приема заявок - 06.11.2014 года в 18 часов 00 минут, а извещение размещено 24.10.2014 года.
Также это противоречит и положениям Постановления Администрации города Пскова от 23.10.2014 года N2703, которое установило дату начала срока подачи заявок на участие в аукционе - с момента размещения извещения.
В проекте муниципального контракта (приложение N2) пункт 3.3 содержится условие, что цена контракта может быть изменена по согласованию сторон в случае изменения экономической ситуации в РФ.
Данный пункт противоречит положению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе (ст.95 возможности изменения контракта, в связи с изменением экономической ситуации в РФ не предусматривает).
В пункте 5.1 установлено окончание работ 31.05.2017 года, что также является нецелесообразным исходя из природного характера Псковской области.
Действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации об Аукционе, нарушающей требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия уполномоченного органа, выразившиеся в размещение должностным лицом уполномоченного органа в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24 июля 2012 г. N498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАЛАТЫ" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - Управления городского хозяйства Администрации города Пскова нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Установить в действиях уполномоченного органа - Администрации города Пскова нарушение части 5 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - Управлению городского хозяйства Администрации города Пскова обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Выдать оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС - тендер"" предписание об обеспечении технической возможности устранения нарушений.
6. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц Заказчика и уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 ноября 2014 г. N 6176/НЮ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2014