Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 декабря 2014 г. N 2491/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N2491/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 1058100000114000002 "Выполнение работ по строительству объекта "Плавательный бассейн по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.Зорге/Благодатная" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заявителя (Лебедевой А.А.), представителя Заказчика (Пожарова Ю.П.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения конкурсной документации.
Заказчик в возражении отрицал нарушения Закона при проведении конкурса.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 02.12.2014 г. N1058100000114000002:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 17.12.2014 г. в 14-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 615 000 000 руб.
Согласно доводам жалобы Заявителя при проведении конкурса Заказчиком нарушены ч.3 ст.33, ч.1 ст.50, ч.ч.4,5 ст.34, ч.3 ст.96, ч.5 ст.51 Закона.
Из жалобы Заявителя следует, что закупка строительных работ осуществляется без положительного заключения государственной экспертизы, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о необоснованности потребности Заказчика и незаконности объявления данного открытого конкурса в нарушение пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 33 Закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Внеплановой проверкой установлено, что в составе конкурсной документации проектно-сметная документация имеется в полном объеме, в том числе: локальные сметы и проектная документация.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" заключение государственной экспертизы не является разделом проектно-сметной документации. Законом не установлена обязанность Заказчика размещать указанное заключение в составе конкурсной документации на официальном сайте.
Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям Заказчика, установлены в разделе V "Техническая часть" конкурсной документации.
На дату подачи жалобы, а также на дату рассмотрения материалов дела конкурсная документация в полном объеме размещена на официальном сайте и доступна для ознакомления.
Таким образом, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчик в конкурсной документации нарушил требования п.4 ч.1 ст.50, ч.5 ст.51 Закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.51 Закона требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчик в конкурсной документации установил предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению. Установленные требования не влекут за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчик в проекте контракта установил ответственность сторон с нарушениями требований ст.34 Закона.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
В п.10.1 проекта контракта Заказчик установил:
"При нарушении условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и Контрактом".
Иные положения об ответственности Заказчика в проекте контракта отсутствуют.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.5 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.6 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч.7 ст.34 Закона пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п.п.6-8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.п.10.2-10.6 проекта контракта Заказчик установил следующее:
10.2. За невыполнение и/или ненадлежащее исполнение обязанностей по Контракту, в т.ч. за нарушение сроков строительства Объекта, указанные в Приложениях к Контракту, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Генподрядчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.
10.3. Суммы, предусмотренные п.п. 10.3, 12.5 Контракта, а также суммы неустоек в размере, установленном решением Арбитражного суда, вступившим в законную силу и/или исполнительном листом, Заказчик-застройщик имеет право удержать из причитающихся Генподрядчику платежей.
Удержание денежных средств, указанных в п. 10.3 Контракта Заказчик-застройщик производит после истечения 15 (пятнадцати) календарных дней с даты, указанной в уведомлении, и неполучения в указанный срок от Генподрядчика доказательств надлежащего исполнения нарушенных обязательств.
10.4. Генподрядчик уплачивает Заказчику-застройщику:
- за несвоевременное освобождение строительной площадки от принадлежащего ему имущества - неустойку в размере 0,001 % от Цены Контракта за каждый день просрочки;
- за задержку устранения дефектов в работах и конструкциях, против сроков, предусмотренных актом сторон (Рекламационным актом), а в случае неявки Генподрядчика - односторонним актом - неустойку в размере 0,1 % от стоимости работ по устранению выявленных дефектов за каждый день просрочки.
- за невыполнение обязательств Генподрядчика по обеспечению приемки на объекте оборудования поставки Заказчика-застройщика в согласованные сроки, в размере 0,03 % от стоимости оборудования за каждый день просрочки обязательства;
- за нарушение границ земельного участка, переданного ему Заказчиком-застройщиком, штраф в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей за каждое нарушение;
- в случае отказа от освобождения строительной площадки и передачи исполнительной документации, в том числе в случае одностороннего отказа Заказчика-застройщика от исполнения Контракта - неустойку в размере 0,03 % от Цены Контракта за каждый день просрочки;
- в случае применения административными органами имущественных санкций к Заказчику-застройщику, если они явились результатом нарушения Генподрядчиком своих обязанностей или совершения Генподрядчиком иных действий, влекущих применение к Заказчику-застройщику имущественных санкций, Генподрядчик компенсирует Заказчику-застройщику убытки в размере взысканных санкций.
- за неисполнение условия о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Генподрядчик штраф в размере 0,001 % стоимости (цены) работ.
10.5. Уплата штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения собственных обязательств в натуре и от иной ответственности по Контракту, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
10.6. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Генподрядчиком обязанностей, указанных в п. 6.29 Контракта, Заказчик-застройщик имеет право приостановить платежи по Контракту до даты передачи Генподрядчиком документов в полном объеме.
Установленная Заказчиком в проекте контракта ответственность подрядчика не соответствует требованиям ч.ч.6-8 ст.34 Закона.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.30 "Размер, условия обеспечения исполнения контракта. Порядок предоставления и требования к такому обеспечению" Информационной карты конкурсной документации Заказчик указал: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 2 месяца".
В п.8.1.1 проекта контракта, размещенного в составе конкурсной документации, Заказчик установил:
"Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем один месяц".
Таким образом, Заказчик, установив противоречивые и неоднозначные требования к сроку банковской гарантии, нарушил ч.1 ст.50 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.5-8 ст.34, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание о приведении проекта контракта в соответствии с требованиями Закона и настоящего решения на стадии его направления победителю конкурса.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 декабря 2014 г. N 2491/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2014