Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 декабря 2014 г. N 2499/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N2499/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0358300133314000027 "На выполнение комплекса работ по содержанию объектов улично-дорожной сети на территории Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в 2015 году" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заявителя (Юшкина В.С.), представителей Заказчика (Гуняга Т.В., Бондаренко Н.А.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300133314000027 от 28.11.2014 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 101 563 393,08 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 14.12.2014 г. в 00 часов 05 минут.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком положений документации об аукционе с нарушением требований ч.ч.1, 12 ст.22, п.п.6, 8 ст.42 Закона, ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Внеплановой проверкой установлено, что нарушения требований ч.ч.1, 12 ст.22, п.п.6, 8 ст.42 Закона в действиях Заказчика отсутствуют, рассмотрение закупки на предмет нарушения ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии со ст.99 Закона не относится к полномочиям Ростовского УФАС России.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в извещении о проведении аукциона единых требований к участникам закупки в соответствии со ст.31 Закона.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.п.3-5, 7,9 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
В п.10 раздела I "Общие положения" Заказчик установил "Требования к участникам аукциона":
"1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении подрядчика (исполнителя) не принято;
4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов".
Однако в извещении о проведении аукциона указанные требования к участникам закупки отсутствуют, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является отсутствие в проекте контракта положений, предусмотренных ч.13 ст.34 Закона.
Согласно ч.13 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Внеплановой проверкой установлено, что данный довод жалобы обоснован в части, касающейся заключения контракта с физическим лицом.
В проект контракта, размещенный в составе документации об аукционе, Заказчик не включил обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.13 ст.34 Закона.
Согласно ч.23 ст.34 Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В силу ч.24 ст.34 Закона указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.09.2013 года N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлен размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 года N 775 указанный размер начальной (максимальной) цены контракта составляет 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Учитывая, что рассматриваемая закупка осуществляется для обеспечения муниципальных нужд и начальная (максимальная) цена контракта составляет 101563393,08 рублей, то есть превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в проекте контракта Заказчик указал обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта (п.5.1.9 проекта контракта).
Однако ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком Заказчик в проекте контракта не установил.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.24 ст.34 Закона.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно Разделу IV (Техническая часть) документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "раствор готовый кладочный", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
"марка по подвижности Пк3; Пк2; Пк4. По основному назначению раствор должен быть кладочный (пригодный, в том числе и для монтажных работ). По применяемым вяжущим раствор должен быть простой. По средней плотности раствор должен быть тяжелый. Может быть использована химическая добавка-суперпластификатор, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ 24211. Норма подвижности по погружению конуса, см: свыше 6 до 13. Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%. Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1 % по массе. Прочность раствора на сжатие в проектном возрасте М100. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть более 1500 кг/м3. В качестве вяжущих материалов должен быть применен цемент следующих видов: ПЦ-Д0; ПЦ-Д5; ПЦ-Д20; ШПЦ. Предел прочности, МПа (кгс/см2) цемента при сжатии в возрасте, в 28 суток должен быть не менее 29,4 (300). Раствор и его компоненты должны соответствовать ГОСТ".
Однако п.4.3 ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.12.1998 N 30) установлено следующее:
4.3 В зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1:
Таблица 1
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
Пк |
От 1 до 4 включ. |
Пк 2 |
Св. 4 " 8 " |
Пк 3 |
" 8 " 12 " |
Пк 4 |
" 12 " 14" |
В п.4.12 ГОСТ 28013-98 установлено, что средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3
- тяжелые растворы................................................................. ................. 1500 и более
- легкие растворы................................................................. .................... менее 1500
Таким образом, Заказчик установил по товару "раствор готовый кладочный" требования к показателям "средняя плотность затвердевших растворов" и норма подвижности по погружению конуса" не соответствующие требованиям ГОСТ 28013-98.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товару "раствор готовый кладочный", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно Разделу IV (Техническая часть) документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "водно-дисперсионная краска", к которому, в том числе, установлены следующие требования: "массовая доля нелетучих веществ не более 57%".
Однако таблица 1 ГОСТ 28196-89. Краски водно-дисперсионные. Технические условия (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 03.08.1989 N 2518) устанавливает массовую долю нелетучих веществ от 53 до 61 % в зависимости от марки краски.
Таким образом, Заказчик по товару "водно-дисперсионная краска" установил требования к показателю "массовая доля нелетучих веществ" не соответствующие требованиям ГОСТ 28196-89.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товару "водно-дисперсионная краска", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе им установлено следующее положение:
"В случае если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью применения в процессе выполнения работ товаров, обладающих характеристиками, достаточными для обеспечения надлежащих условий функционирования объекта, достаточными для надлежащего исполнения контракта, а также являющимися соответствующим потребностям заказчика, исходя из специфики и предназначения товара". По мнению Заказчика, таким образом, он обосновал использование нестандартных показателей и требований к товарам, не соответствующим действующим ГОСТ.
Комиссия Ростовского УФАС России считает подобное "обоснование" требований к товарам, не соответствующим действующим ГОСТ, нарушающим требования Закона, поскольку описание требований к товарам, использующимся при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки. Заказчик, обосновывая в документации об аукционе нестандартные требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, должен аргументировать данную потребность Заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, используя при этом соответствующие доказательства, убедительные доводы (повышение прочности, защитных свойств и т.д.) применительно к закупаемым товарам и работам.
Кроме того, ранее - 28.11.2014 года, Комиссия Ростовского УФАС России приняла решение по делу N 2405/03 по результатам внеплановой проверки аукциона "на выполнение комплекса работ по содержанию объектов улично-дорожной сети на территории Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в 2015 году". Данным решением Заказчику указано на наличие нарушений в документации об аукционе, в том числе по использованию нестандартных показателей и требований к материалам, не соответствующим действующим ГОСТ по товарам "водно-дисперсионная краска" и "раствор готовый кладочный".
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.31, ч.ч.13, 24 ст.34, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона и в документацию об аукционе, продлении срока подачи заявок так, чтобы с даты размещения изменений на официальном сайте до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 декабря 2014 г. N 2499/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2014