Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 декабря 2014 г. N 2536/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии М.А. Благодарев, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, А.С. Филатова, |
рассмотрев дело N2536\03 о нарушении норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0158100006914000143 "Оказание услуг по содержанию помещений, инженерных сетей (систем) и территории комплекса служебно-производственных зданий Таганрогской таможни по Мариупольскому шоссе, 27 Б", в присутствии: от Заказчика - Д.В. Измалкова,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N24558 от 16.12.2014 г.), в которой обжаловались:
- содержание извещения об осуществлении закупки;
- положения документации об аукционе, в т.ч. требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Заказчик в возражениях (от 22.12.2014 б/н):
- жалобу Заявителя считал необоснованной;
- отрицал нарушения Закона при формировании, размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения и документации о закупке;
- представил правовое обоснование позиции Заказчика по делу.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении электронного аукциона для закупки" N0158100006914000143 (в редакции N3 от 02.12.2014 г.; далее - Извещение):
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 18.12.2014 г. в 08-30;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 9 361 947 руб.
Документация об аукционе (в редакции N3) утверждена Заместителем начальника Заказчика 01.12.2014 г.
2. В жалобе Заявитель утверждал о нарушении Заказчиком п.6 ч.5 ст.63 Закона, согласно которому в извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии участников требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заявитель в жалобе полагал, что в Извещении установлено требование, указанное в п.1 ч.1 ст.31 Закона.
Данное мнение ошибочно, т.к. данное требование в Извещении отсутствует, как и требования, предусмотренные ч.2 ст.31 Закона.
К лицам, оказывающим услуги, составившие объект закупки, законодательством РФ не установлены требования о наличии специальных разрешений (лицензий, допусков и т.п.) на оказание этих услуг.
В силу ч.1.1 ст.31 Закона Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Данное требование установлено в разделе "Требования к участникам" Извещения.
При этом нормы Закона не возлагают на участника закупки обязанность представления копий документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие участника предусмотренному ч.1.1 ст.31 Закона требованию.
Следовательно, отсутствие в Извещении указанного в п.6 ч.5 ст.63 Закона исчерпывающего перечня документов не противоречит данной норме Закона.
Рассмотренный довод жалобы признан необоснованным, поскольку опровергнут материалами дела.
3. Заявитель полагал противоречащим Закону установление в Извещении ограничения участия в закупке - "отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
По мнению Заявителя, названное отсутствие в реестре не могло в соответствии с нормами Закона являться ограничением участия в закупке.
Согласно п.4 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать ограничение участия в определении исполнителя, установленное в соответствии с Законом.
В силу п.2 ч.6 ст.69 Закона по итогам рассмотрения вторых частей аукционных заявок такая заявка признается не соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае несоответствия участника аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст.31 Закона.
Тем самым Заказчик установил ограничение участия в определении подрядчика на основании ч.1.1 ст.31 Закона - факт наличия в данном реестре сведений об участнике исключал возможность заключения контракта с таким участником по итогам аукциона.
Аналогичная правовая позиция приведена в Решении Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2014 г. по делу NА53-17607/14.
Рассмотренный довод жалобы признан необоснованным.
4. В жалобе указано на установление Заказчиком требований к используемым товарам, отличных от требований государственных стандартов.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона:
- документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям;
- при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.38 раздела 3 документации участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели (т.е. не допускающие двусмысленного толкования и сослагательного наклонения), предлагаемых к поставке товаров, соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении N3 к документации об аукционе для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого товара.
Данные требования содержались в приложении N3 в таблице "Требования к отдельным применяемым материалам (товарам)" (далее - Таблица).
4.1. Согласно Таблице следовало использовать товар N24 "цемент", содержащий гипсовый камень, имеющий "более девяноста процентов гипса CaSO4 x 2H2O".
В этом же пункте Таблицы установлены требования:
- к шлакам гранулированным доменным: "с содержанием закиси марганца (MnO) менее трех процентов";
- к шлакам гранулированным электротермофосфорным: "с содержанием двуокиси кремния (SiO2) не менее сорока двух процентов, пятиокиси фосфора (P2O5) не более двух процентов;
При этом согласно п.1.2, таблице 1 Государственного стандарта Союза ССР "Камень гипсовый и гипсоангидритовый для производства вяжущих материалов. Технические условия" ГОСТ 4013-82 (утвержден и введен с 01.07.1983 г. Постановлением Госстроя СССР от 27.09.1982 г. N220) гипсовый камень (в зависимости от его сорта) должен иметь содержание гипса CaSO4 x 2H2O: 1 сорта - не менее 95%, 2 сорта - не менее 90%, 3 сорта - не менее 80%, 4 сорта - не менее 70%.
Кроме того, согласно п.п.1.2, 1.3 и таблице Государственного стандарта Союза ССР "Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цементов" ГОСТ 3476-74 (утвержден и введен с 01.01.1975 г. в действие Постановлением Госстроя СССР от 28.02.1974 г. N30):
- шлаки доменные в зависимости от сорта должны иметь содержание закиси марганца (MnO): 1 сорта - не более 2%; 2 сорта - не более 3%; 3-го сорта - не более 4%;
- шлаки электротермофосфорные должны иметь содержание двуокиси кремния (SiO2) не менее 38%; содержание пятиокиси фосфора - не более 2,5%.
Таким образом, в части состава названных химических соединений требования документации об аукционе отличны от требований в приведенных ГОСТ.
4.2. В том же пункте Таблицы к цементу установлены требования:
- содержание в цементе щелочных оксидов: менее 2% массы цемента;
- тонкость помола цемента: при просеивании через сито N008 по ГОСТ 6613 должно проходить более 88% массы просеиваемой пробы.
При этом согласно п.п.1.16, 1.14 Государственного стандарта Союза ССР "Цемент для строительных растворов. Технические условия" ГОСТ 25328-82 (утвержден и введен в действие с 01.01.1983 г. Постановлением Госстроя СССР от 09.04.1982 г. N93):
- содержание в цементе щелочных оксидов не должно быть более 2% массы цемента;
- тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании через сито N008 по ГОСТ 3584-73 проходило не менее 88% массы просеиваемой пробы.
Таким образом, названные 2 требования в документации об аукционе отличны от требований в ГОСТ 25328-82.
4.3. К товару N55 "Асфальтобетонная смесь" в Таблице установлены требования: "Зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси, % по массе: размер зерен мельче 20 мм: 90-100 % по массе, размер зерен мельче 15 мм: 80-100 % по массе, размер зерен мельче 10 мм: 70-100 % по массе, размер зерен мельче 5 мм: 50-60 % по массе, размер зерен мельче 2,5 мм: 38-48 % по массе, размер зерен мельче 1,25 мм: 28-37 % по массе, размер зерен мельче 0,63 мм: 20-28 % по массе, размер зерен мельче 0,315 мм: 14-22 % по массе, размер зерен мельче 0,16 мм: 10-16 % по массе, размер зерен мельче 0,071 мм: 6-12 % по массе".
Однако в соответствии с таблицей 2 Межгосударственного стандарта "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" ГОСТ 9128-2013 (введен в действие с 01.11.2014 г. в качестве национального стандарта РФ Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2013 г. N2309-ст"):
- названные размеры зерен сопровождаются словами "не более" (а не "мельче");
- предусмотрены иные процентные значения (для ряда размеров зерен).
Таким образом, перечисленные требования к зерновому составу в документации об аукционе отличны от требований в ГОСТ 9128-2013.
Кроме того, в том же пункте Таблицы Заказчик установил требования:
- класс щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов 1;
- суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов в щебне не более 300 Бк/кг.
В тот же пункте Таблицы такие же требования Заказчик установил к песку природному и минеральному порошку.
Однако, как и указал Заявитель, согласно Приложению "А" (обязательному) к Межгосударственному стандарту "материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" ГОСТ 30108-94 (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 30.06.1994 г. N30-18), удельная эффективная активность материалов, имеющих 1 класс, должна быть "до 370 Бк/кг".
Требование Заказчика к названной эффективной активности в щебне, песке природном и минеральном порошке отлично от требования в ГОСТ 30108-94.
4.4. В качестве обоснования отличия требований к товарам в документации об аукционе от требований к этим же товарам в приведенных государственных стандартах, Заказчик в документации об аукционе указал: "В случае если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью применения в процессе выполнения работ товаров, обладающих характеристиками, достаточными для обеспечения надлежащих условий функционирования объекта, достаточными для надлежащего исполнения контракта, а также являющимися соответствующим потребностям заказчика, исходя из специфики и предназначения товара".
Подобное "обоснование" требований к товарам, не соответствующим действующим ГОСТ, нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона, поскольку Заказчик, обосновывая в документации об аукционе нестандартные требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, должен аргументировать данную потребность Заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, используя при этом соответствующие доказательства, убедительные доводы (повышение прочности, защитных свойств и т.д.) применительно к закупаемым товарам и работам.
Приведенное "обоснование" Заказчика по своей сути является лишь констатацией, но не обоснованием, наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах.
5. В силу п.11 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Заказчик в п.34 раздела 3 документации об аукционе в качестве даты начала этого срока указал 03.11.2014 г.
Однако Извещение в редакции N1 было размещено на официальном сайте 27.11.2014 г.; в редакции N3 - 02.12.2014 г., что исключало возможность предоставления разъяснений положений документации об аукционе 03.11.2014 г.
Следовательно, Заказчик нарушил п.11 ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.2 ч.1 ст.33, п.11 ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание:
1) об отмене всех протоколов, созданных при проведении аукциона, в т.ч. "Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе" от 19.12.2014 г. N0158100006914000143-1; "Протокола проведения электронного аукциона" от 22.12.2014 г. N0158100006914000143-2;
2) о внесении изменений в документацию об аукционе:
- приведении в приложении N3 в таблице "Требования к отдельным применяемым материалам (товарам)" требований к используемым товарам в соответствие с п.2 ч.1 ст.33 Закона.
- указании в документации даты начала срока предоставления участника аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
3) о продлении срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с ч.6 ст.65 Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
А.С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 декабря 2014 г. N 2536/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2014