Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 ноября 2014 г. N 1800-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-Строй" на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Шалинского городского округа при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162300006214000086) на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в р.п. Шаля ул. Ленина, 17 в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика Администрации Шалинского ГО * (доверенность N 15 от 18 ноября 2014 года), * (доверенность N 16 от 18 ноября 2014 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Альфа-Строй" (вх. N 01-23210 от 12.11.2014) на действия (бездействие) заказчика Администрации Шалинского ГО при проведении закупки в форме электронного аукциона N 0162300006214000086 на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в р.п. Шаля ул. Ленина, 17, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что документация об аукционе составлена с нарушениями в части определения расчетов сторон, сроков выполнения работ и их этапов по контракту, порядку предоставления обеспечения исполнения заключаемого контракта в форме банковской гарантии, описания объекта закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы частично согласились, признали факт ненадлежащего порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
17 октября 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300006214000086, а также документация об аукционе (действует в редакции N 2 от 28.10.2014).
В соответствии с чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, путем указания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В этой связи проект муниципального контракта (часть 6 документации об аукционе) содержит условие о выполнении подрядчиком своих договорных обязательств по выполнению строительных работ в соответствии с проектной документацией (п. 1.1).
Отсутствие в документации об аукционе требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, отсутствие в полном объеме проектной документации в составе документации о закупке на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что подтверждается позицией ФАС России, выраженной в Письме N ИА/19712 от 23.05.2011.
Согласно описания объекта закупки (п. 5 Информационной карты аукциона) в него входят работы по выполнению комплексных инженерных изысканий, привязка проекта повторного применения и выполнение строительно-монтажных работ, включая оснащение технологическим оборудованием и мебелью.
Проектная документация на выполнение работ по строительству жилого дома размещена на официальном сайте в составе документации об аукционе не в полном объеме (в частности, как признано самим заказчиком, отсутствует схема планировочной организации земельного участка, являющаяся неотъемлемой частью проекта на основании п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства N 87 от 16.02.2008) в нарушение чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссией установлено, что документация об аукционе в части требований к значениям показателей поставляемого товара содержит требования к товарным знакам без сопровождения словами "или эквивалент" (в частности в п. 5.2 Технического задания "утеплитель наружных стен - Rockwool Кавити Баттс") в нарушение запрета, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
К числу документов и сведений второй части заявки на участие в аукционе ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относит документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1-2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при их наличии).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 11.2.3 документации об аукционе, Информационной картой аукциона участник закупки должен представить во второй части своей заявки копию свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", а именно п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В п. 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 содержится перечень объектов, работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которых не относятся к оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, не требуют наличия свидетельства о допуске. В частности, к таковым относятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания не более чем двух семей).
Объект строительных работ определен в документации об аукционе как малоэтажный жилой дом. К малоэтажным жилым домам в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета (утв. Приказом Минрегионразвития N 79 от 27.02.2010) относятся индивидуальные жилые дома (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи); блокированные жилые дома (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования); многоквартирные жилые дома (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования).
Таким образом, данный объект подпадает под исключение из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), установленное п. 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624; следовательно, на выполнение работ по строительству данного объекта допуск саморегулируемой организации не требуется. Таким образом, требование о предоставлении участником в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
За установление требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Нормами п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об аукционе равно как и извещение о его проведении должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг. Проектом контракта предусмотрено, что срок выполнения отдельных стадий работ указывается в графике производства работ (п. 1.2), который готовится подрядчиком и представляется для утверждения заказчику до подписания контракта (п. 4.5). Размещенный на официальном сайте вместе с документацией об аукционе план-график, в котором отражены этапы производства работ, не является графиком производства работ, предусмотренным в проекте контракта, у подрядчика не возникает обязанности руководствоваться им, соответственно его наличие не противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, указанное условие подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, на что также указывает ФАС России в письме N АЦ/42516/14 от 21.10.2014. В нарушение данного правила проект контракта не содержит условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей.
В ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в качестве способов обеспечения исполнения контракта, выбираемых участником самостоятельно, предусмотрено предоставление банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Банковская гарантия на основании ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе должна быть выдана банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков. Информационная карта аукциона дает неверное указание на статью Налогового кодекса РФ - 176.1.
Кроме того в соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией. Информационная карта аукциона к таковым обязательствам относит отказ генподрядчика от исполнения обязательств по контракту, что не соответствует ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, которая определяет односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта как его право, а не обязанность.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Альфа-Строй" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Администрации Шалинского ГО нарушения чч. 1-2 ст. 33, п. 1-2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 13 ст. 34, чч. 1-2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Администрации Шалинского ГО, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по чч. 4, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание N 1800-з от 19.11.2014 на 1 л.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 ноября 2014 г. N 1800-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2014