Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 ноября 2014 г. N 1841-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Уральский институт кардиологии" (620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 78А) при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162200011814002652) на оказание услуг по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и рассмотрев жалобу ООО "ГРАНИ" (620049, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 19-87) в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заявителя ООО "ГРАНИ" Хазовой Натальи Артуровны (приказ N 1 от 23 мая 2011 года), Мамоновой Ольги Михайловны (доверенность от 29 сентября 2014 года);
- заказчика ГБУЗ СО "Уральский институт кардиологии" Жильцова Мирона Александровича (доверенность N 35 от 28 января 2013 года);
- уполномоченного органа Департамента государственных закупок Свердловской области Кондрат Елены Витальевны (доверенность от 09 января 2014 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "ГРАНИ" (вх. N 01-23913 от 21.11.2014) на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "Уральский институт кардиологии" при проведении закупки в форме электронного аукциона N 0162200011814002652 на оказание услуг по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что требование заказчика о наличии и предоставлении участником аукциона в заявке действующей лицензии на осуществление деятельности по предмету закупки, а также иных разрешительных документов установлено в отсутствие соответствующих оснований.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
05 ноября 2014 года на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органом размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011814002652, а также документация об аукционе.
На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (24 ноября 2014 года) заказчику поступило 2 заявки, все подавшие их лица допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок N 0162200011814002652-1 от 27.11.2014).
К числу документов и сведений второй части заявки на участие в аукционе ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относит документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1-2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при их наличии).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно описания объекта закупки (раздел 5 документации об аукционе) оказанию подлежат услуги по ежедневному в течении 17 месяцев вывозу, термическому обезвреживанию опасных медицинских отходов класса "Б".
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
При этом в соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681 критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 -4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями.
Из приведенных норм следует, что медицинские отходы, разделенные в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации на классы "А"-"Д" в соответствии с критериями, определяющими степень их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, в целях применения положений Закона о лицензировании, Закона об отходах производства подлежат также классификации в целях оценки по степени их негативного влияния на окружающую природную среду и присвоения класса опасности.
При этом, как следует из приведенных выше критериев опасности медицинских отходов класса "Б" (инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями), указанные отходы не могут относиться к пятому классу (практически неопасные отходы).
Данный вывод подтверждается, в частности, описанием видов отходов класса "Б" в п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Так, к отходам класса "Б" относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани и так далее); пищевые отходы из инфекционных отделений; отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.
Таким образом, деятельность по обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", как представляющих опасность для окружающей среды, подлежит лицензированию, на что также указывает Арбитражный суд Свердловской области (решение N А60-45033/2013 от 18.02.2014).
Вместе с тем, положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. N 255) определено, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, наличие свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов, необходимо соискателю лицензии для ее получения (п. 5), то есть наличие указанных документов является лицензионным требованием.
В ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе содержится запрет на включение в документацию о закупке требований к участнику закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги).
Заказчик не устанавливает требования о наличии у участника аукциона и предоставлении в составе заявки данных документов, однако в соответствии с условиями проекта контракта при его заключении исполнитель обязуется представить их заказчику (пп. 2.9.2-2.9.6). Учитывая, что исходя из общих положений ст. 780 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель оказывает услуги лично, если иное не предусмотрено договором, в данном случае исполнителем услуг по контракту будет являться участник аукциона, соответственно, условия проекта контракта фактически представляют собой требование к участнику закупки о наличии у него соответствующих ресурсов, что недопустимо в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о размещении заказов.
За установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ГРАНИ" признать обоснованной в части неправомерного включения в проект контракта условий пп. 2.9.2.-2.9.6.
2. Признать в действиях заказчика ГБУЗ СО "Уральский институт кардиологии"нарушения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание N 1841-з от 27.11.2014 на 1 л.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 ноября 2014 г. N 1841-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2014