Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2014 г. N 1857-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Гарант" на действия (бездействие) заказчика в лице Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0262100002914000758) на выполнение работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов в 2014 году в количестве 1 600 штук в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей заказчика Свердловского регионального отделения ФСС РФ * (доверенность N 165 от 26 марта 2014 года), * (доверенность N 239 от 26 июня 2014 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Гарант" (вх. N 01-24171 от 26.11.2014) на действия (бездействие) заказчика Свердловского регионального отделения ФСС России при проведении закупки в форме электронного аукциона N 0262100002914000758 на выполнение работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов в 2014 году в количестве 1 600 штук, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе указал, что заказчик неправомерно объединил в рамках объекта одной закупки технологически и функционально не связанных между собой товаров, чем неправомерно ограничил количество участников аукциона.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
13 ноября 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0262100002914000758 и документация об аукционе (с последующими изменениями от 28.11.2014).
На основании чч. 1, 3 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе
28 ноября 2014 года (за 17 дней до окончания срока подачи заявок) на основании решения заказчика (приказ N 2919 от 28.11.2014) размещено извещение об отмене данной закупки.
Вместе с тем в ходе проверки данной закупки Комиссией установлено, что изготовлению по контракту подлежат ортезы (технические средства реабилитации или ТСР) различных видов: аппараты ортопедические, туторы, корсеты, бандажи (раздел 4 документации об аукционе "Описание объекта закупки").
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и не содержать требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно чч. 2-3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, а также включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) инвалиды имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета ТСР.
Согласно п. 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства России N 2347-р от 30.12.2005 (далее - федеральный перечень), инвалидам предоставляются протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
В соответствии с подп. 2.1.1 ГОСТ Р ИСО 8549-1-2011 "Протезирование и ортезирование. Словарь. Часть 1. Общие термины, относящиеся к наружным протезам конечностей и ортезам" (далее - ГОСТ) протез; протезное устройство - это наружное устройство, используемое для замены полностью или частично отсутствующего(их) или неполноценного(ых) [недоразвитого(ых)] сегмента(ов) конечности. Протезное устройство включает в себя любое устройство, заменяющее части человеческого тела для структурных или функциональных целей.
Согласно подп. 2.1.2 ГОСТ ортез; ортопедическое устройство - это наружное устройство, используемое для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной систем.
Данное устройство предназначено для разгрузки, фиксации, активизации и коррекции функций поврежденного сустава или конечности (например, корсеты, бандажи, аппараты), применяется при нестабильности связочного аппарата суставах, травмах при занятиях спортом, артрозе и артрите суставов, а также в послеоперационный период.
Согласно Закону о защите инвалидов предоставление инвалиду бесплатно ТСР осуществляется на основании его индивидуальной программы реабилитации, которая разрабатывается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении нуждаемости инвалида в ТСР, входящих в федеральный перечень, руководствуются Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 65н от 18.02.2013 "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", из которого, в частности, следует.
Корсетами и реклинаторами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренных, выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Аппаратами ортопедическими и туторами обеспечиваются инвалиды при стойких выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций верхней или нижней конечности вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Бандажами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренно выраженных статодинамических нарушениях вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций опорно-двигательного аппарата; сосудов верхних и нижних конечностей; паховые грыжи.
Комплектами для протезирования женщин после мастэктомии (экзопротез молочной железы, чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный) обеспечиваются инвалиды при отсутствии молочной железы или ее части после мастэктомии.
Из изложенного следует, что медицинские показания (назначение) и функциональные характеристики указанных ТСР различны. ФАС России придерживается позиции, что принадлежность товаров к одному классификационному коду не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров, функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара.
В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Из определений следует, что не взаимозаменяемые товары образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты. Участие в торгах производителей (или их представителей) определенных видов ТСР при объединении в один лот рассматриваемых товаров будет затруднительным, поскольку потребует приобретения товара другой линейки у иных хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа и закупке товара по начальной (максимальной) цене.
Каждое ТСР, как медицинское изделие, имеет показания к применению и определенное назначение под разные категории инвалидов. В связи с указанным следует, что потребители, которым установлено обеспечение одним видом ТСР, не смогут удовлетворить свои потребности в ином виде ТСР в полной мере, с учетом возраста, трудовой деятельности, физической нагрузки и прочее.
Объединение заказчиками в один лот указанных ТСР в различных сочетаниях между собой может приводить к ограничению количества участников закупок и иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, на что также указывает ФАС России в Письме N ИА/42194/14 от 17.10.2014.
Таким образом, заказчик определил объект закупки в нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, тем не менее, собственными действиями устранил допущенные нарушения, соответственно предписание о совершении таких действий в соответствии с ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе не выдается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Гарант" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Свердловского регионального отделения ФСС РФ нарушения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
3. Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства не выдавать в связи с их устранением.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2014 г. N 1857-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2014