Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2014 г. N 1864-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. -начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Литяевой О.В. -ведущегоспециалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Анисимова Р.Г. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог"-Дармонук Н.А. (доверенность N09-234 от 13 августа 2014 г.),
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - Богдановой М.С. (доверенность б/н от 09.01.2014 г.),
- заявителя в лице ООО "МЕТАЛЛПАК" - Лазарева М.Н. (доверенность N9/09-14 от 01 сентября 2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "МЕТАЛЛПАК" (624091, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, д.11) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ СО "Управление автомобильных дорог")(624091, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, д.11), уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. Малышева, 101)при проведении закупки путем конкурса с ограниченным участием (извещение N 0162200011814002620)на выполнение работ по организации строительства транспортной развязки на 13 км автомобильной дороги "г.Екатеринбург - г.Невьянск" на территории ГО Верхняя Пышма в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕТАЛЛПАК" (вх. N 01-24197 от 26.11.2014) на действия (бездействие) комиссии заказчика в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог"при проведении закупки в форме конкурса с ограниченным участием (извещение N 0162200011814002620) на выполнение работ по организации строительства транспортной развязки на 13 км автомобильной дороги "г.Екатеринбург - г.Невьянск" на территории ГО Верхняя Пышма.
В своей жалобе заявитель ООО "МЕТАЛЛПАК" указал, что согласно техническому заданию участник закупки, выигравший конкурс обязан выполнить подготовку технического плана, изготовить кадастровый паспорт на сооружение, что, по мнению заявителя, является ограничением его прав на участие в данной закупке. Также заказчиком не указаныв документации основные и дополнительные требования к участнику закупки. На основании этого заявитель просит провести внеплановую проверку закупки и выдать заказчику предписание о внесений изменений в конкурсную документацию.
Представитель заказчикас доводами заявителя в части установления требований выполнения подготовки технического плана, изготовления кадастрового паспорта на сооружение победителем конкурса с ограниченным участием согласился, признал необоснованность установления данного требования. В части не разграничения дополнительных требований к участникам закупки от основных не согласился, просил признать их необоснованными.
Заслушав стороны и проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
31 октября 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0162200011814002620 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 234 682 629 рублей00копеек.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, указан в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым (п.6 Перечня) конкурс с ограниченным участием может быть выбран в качестве способа определения подрядчика в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Разделом II конкурсной документации (Описание объекта закупки) установлено, что объектом закупки является выполнение работ по организации строительства транспортной развязки на 13 км автомобильной дороги "г.Екатеринбург - г.Невьянск" на территории ГО Верхняя Пышма. Также, помимо дорожного строительства техническим заданием предусмотрено также строительство искусственных дорожных сооружений (прокладка газопровода, водопровода, кабельных сетей).При этом, начальная максимальная цена контракта составляет 234 682 629,00 рублей, что превышает 150 млн. руб., установленных законодательством для осуществления закупки в форме конкурса с ограниченным участием для обеспечения государственных нужд.
Таким образом, заказчик правомерно выбрал конкурс с ограниченным участием в качестве формы проведения закупки.
Согласно ч.3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедшихпредквалификационный отбор.
Пунктами 11.1 и 11.3 раздела I конкурсной документации заказчиком установлены основные (в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе) и дополнительные (в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе) требования к участникам закупки.
Таким образом, довод заявителя о не установлении заказчиком разграничения между основными и дополнительными требованиями безоснователен.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В п. 5.3 Технического задания содержится требование о содержании работ и ожидаемых результатов, в том числе, по объекту необходимо выполнить подготовку технического плана, изготовить кадастровый паспорт на сооружение; кадастровый паспорт на объект недвижимости (сооружение) изготавливается и передается Заказчику в двух экземплярах.
При этом в условиях конкурсной документации не содержится требования наличия у участника закупки аттестованного кадастрового инженера, поскольку в соответствии с требованиями законодательства РФ только аттестованные кадастровые инженеры имеют право составлять технические планы. Также инвентаризационно-технические работы по подготовке технического паспорта технологически не связаны с объектом закупки, в связи с чем, включение данного условия в техническое задание необоснованно ограничивает круг потенциальных участников конкурса с ограниченным участием.
В рамках рассмотрения жалобы, представитель заказчика пояснила, что требование обизготовлении кадастрового паспорта на сооружение включено в техническое задание ошибочно, и, соответственно данные работы не входят в объект закупки.
Исходя из изложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Согласно п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать среди прочего предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, приэтом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по организации строительства транспортной развязки на 13 км автомобильной дороги "г.Екатеринбург - г.Невьянск" на территории ГО Верхняя Пышма. Вместе с тем, в пункте 11.2 раздела I конкурсной документации заказчик устанавливает в частности следующее требование: свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник размещения заказа):
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110кВ;
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.2.6. Мосты (большие и средние);
33.4. Объекты электроснабжения до 110кВ включительно;
33.6. Объекты газоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации;
33.8. Здания и сооружения объектов связи.
Вместе с тем, исходя из объекта закупки - выполнения работ по организации строительства транспортной развязки необходимым и достаточным требованием к участникам конкурса с ограниченным участием является установление требования допускавыданное саморегулируемой организацией по п.33.2 (Транспортное строительство)Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В частности, Комиссия Свердловского УФАС России, принимает во внимание факт, что в соответствии с протоколом предквалификационного отбора для участия в конкурсе с ограниченным участием от 01.12.2014 г. была отклонена конкурсная заявка ООО "Жасмин", в том числе, по следующему основанию: "На основании пп. г. п.1 ч.2 ст. 51 Закона N44-ФЗ необходимо предоставление документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона N44-ФЗ, а именно: не предоставлено свидетельство СРО, которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110кВ; 33.6 Объекты газоснабжения".
Установление дополнительных требований допуска СРО в рамках данной закупки установлено заказчиком в нарушениеп.4 ч.1 ст.50,пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, ограничивает круг потенциальных участников данной закупки и является избыточным.
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 24.07.2012 г. N498, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "МЕТАЛЛПАК" признать обоснованной в части неправомерности установления требования о выполнении подготовки технического плана, изготовлении кадастрового паспорта на сооружение.
2. В действиях заказчика в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.33, п.4 ч.1 ст.50, пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии О.В. Литяева
Р.Г. Анисимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2014 г. N 1864-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2014