Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2014 г. N 1858-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии,
Кузьмич М.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена комиссии,
рассмотрев жалобу ООО Инновационно - внедренческий центр "Энергоактив" (вх. N 01-24185 от 26.11.2014 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N0162300010314000059) на "Разработку схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Талицкий городской округ Свердловской области на период 2014- 2030 год" в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителя заказчика в лице Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа - А.Н. Максимова (доверенность Nб/н от 01.12.2014 года),
в отсутствие заявителя в лице ООО Инновационно - внедренческий центр "Энергоактив", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО Инновационно - внедренческий центр "Энергоактив" указал, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
А именно, по мнению заявителя, требование об обязательности обладания участником закупки лицензией на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну не согласны, считаем его незаконным, ограничивающими конкуренцию среди участников конкурса и противоречащими действующему законодательству, поскольку ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации N 782 от 05.09.2013 г. "О схемах водоснабжения и водоотведения" и Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной тайне" (от 21.07.1993 г. N 5485-1) государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может занести ущерб безопасности РФ, при этом в ст.5 данного закона установлен четкий перечень сведений, составляющих государственную тайну, в который схема водоснабжения и водоотведения и их разработка не входят.
В соответствии с п. 42 Перечня сведений, относящихся к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, относящихся к государственной тайне", к сведениям, отнесенных к государственной тайне, относятся сведения, раскрывающие схемы водоснабжения, городов с населением более 200 тыс. По состоянию на 01.01.2014 г. общая численность населения Талицкого городского округа, составляет 45602 человек, в связи с чем, сведения, используемые при разработке схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Талицкий городской округ не являются сведениями, отнесенными к государственной тайне, в виду чего, для выполнения работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Талицкий городской округ наличие лицензии на работу со сведениями, составляющими государстве иную тайну не требуется.
Разработка схемы водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании представленного Заказчиком генерального плана поселения, относительно которого будет осуществляться разработка данной схемы. В соответствии с п. 10 и п. Л, 12 части II Приложения N 2 к письму Государственного Таможенного Комитета N 01-15/15278 от 11.08.1997 г. "О контроле за перемещением картографических, амрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов", а также п.п.10-12 раздела II Приложения N 1 к письму Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 г. N 3-02-670 данные (содержание) топографических, общегеографических карт специальных (специализированных) и других карт и планов, материалов аэрофотосъемка, позволяющие определить назначение режимного объекта, а также топографические планы, фотопланы, фотосхемы территории режимных объектов независимо от их масштабов, системы координат и покрываемой площади - являются секретными, а, следовательно, доступ к указанным данным возможен только при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Таким образом, генеральный план поселения либо городского округа будет являться документом, содержащим в себе сведения, относящиеся к государственной тайне только в том случае, если топографические карты и планы, фотокарты масштабов 1:50000 и крупнее выполненных в системах координат 1942 и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также в случае, если указанные планы и схемы отображают режимные объекты либо позволяют определить местоположение режимного объекта. Однако, Заказчиком в конкурсной документации, а также в разъяснениях положений конкурсной документации от 07.11.2014; не указан тот факт, что для разработки проекта схем водоснабжения и водоотведения конкурса будут представлены документы, содержащие в себе сведения, относящиеся к сведениям, составляющим государственную тайну, с подтверждением факта присвоения указанным сведениям грифа секретности. Однако при этом отсутствие генерального плана муниципального образования не является препятствием для разработки схемы водоснабжения и водоотведения, поскольку необходимая для разработки указанной схемы информация может быть получена из иных источников.
Согласно ст.9 ФЗ "О государственной тайне" (от 21.07.1993 г. N 5485-1) отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с указанным законом, при этом ст. 8 данного закона определена степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, которая в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.
Из содержания п.1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. N 333., и ст.17 ФЗ "О государственной тайне" (от 21.07.1993 г. N 5485-1), следует, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока, с установлением возможности осуществлять работы со сведениями определенной степени секретности.
Согласно ч.2 ст.38 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также пп. "а" п.7 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. N 782, при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе, документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий, а также сведения, содержащиеся в схемах энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
В ч. 9 ст.9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что доступ к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований к материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
Из наименования работ и состава документации не следует, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходимо наличие лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в связи, с чем само по себе выполнение работ не предполагает наличие допуска к секретным сведениям. Из положений Документации об аукционе также не следует, что Заказчиком будут передаваться Исполнителю для работ источники информации, необходимые для их выполнения, составляющие государственную тайну (включая топографические карты и планы, фотокарты масштабов 1:50000 и крупнее, выполненные в системах координат 1942 и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах) и наделенных определенной степенью защиты. Более того, в соответствии с п. 1.4 Технического задания схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования Талицкий городской округ разрабатывается на основании представленной в соответствии с действующим законодательством Исполнителю необходимой информации, при этом согласно второй части п.1.4., а также п.3.1. Технического задания Исполнитель обязан в течение пяти дней с момента подписания и согласования сторонами контракта подготовить и направить запросы на истребование информации предусмотренной Постановлением от всех ВСО, из чего следует, что разработка схемы водоснабжения и водоотведения будет осуществляться на основании данных, полученных непосредственно Исполнителем самостоятельно. Таким образом, даже в случае наличия у Заказчика либо третьих лиц документации, содержащей в себе сведения, относящиеся к государственной тайне, данный факт не свидетельствует о ее получении Исполнителем.
Также, устанавливая для участников закупки требование об обязательном наличие лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, Заказчик не указал вид деятельности, на осуществление которой должна быть выдана лицензия, а также степень секретности, допуском к которой должен обладать участник закупки при выполнении работ, являющихся предметом закупки.
В связи с чем, установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений:, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ РФ в соответствии с постановлением правительства РФ от 15.04.1995 г. N 333, является нарушением ч. 6 ст.31 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (N 44-ФЗ от 05.04.2013 г.) и влечет за собой (может повлечь) ограничение количества участников закупки, в связи с чем, данное требование является незаконным и неправомерным.
Также Заказчиком допущены несоответствия в положениях Документации об аукционе и контракта, противоречащие друг другу, а именно: согласно п. 13 Документации об аукционе срок выполнения работ, являющихся предметом закупки, составляет с момента заключения контракта и до 01.06.2015 г., а в п.2.2. контракта крайним сроком выполнения работ указана иная дата - 20.02.2015 г., при этом в Техническом задании (Приложение N 1 к муниципальному контракту) в графе "срок оказания услуг" и Календарном плане, являющихся неотъемлемой частью данного контракта, конечная дата выполнения работ указана как 01.06.2015 г. В связи с чем, имеет место быть спорная ситуация, когда конечный срок выполнения работ Заказчиком четко не определен, в связи с чем, Заказчик при объявлении закупки в Документации об аукционе в электронной форме указывает один срок выполнения работ, а по факту будет требовать с Исполнителя выполнения работ в полном объеме в соответствии с условиями контракта, в которых определен значительно меньший срок для выполнения данных работ, а в случае его нарушения вправе предъявить в последствии Исполнителю требование об оплате суммы неустойки за нарушение срока выполнения работ. Также указанное несоответствие влияет на срок оплаты выполненных работ.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился, и пояснил, что в документацию об аукционе внесены соответствующие изменения.
Рассмотрев доводы сторон и ознакомившись с материалами дела, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
04.08.2014 года (в седьмой редакции) на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300010314000059 и документация об аукционе (действует в редакции от 27.11.2014 г.).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1895333,00 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п. 39 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено требование к перечню документов и сведений, необходимых к предоставлению во второй части заявки, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
4) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N44.
5) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
6) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица);
7) копии учредительных документов участника такого аукциона (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для физического лица);
8) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации на электронной площадке от имени участника такого аукциона - юридического лица в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 61 Федерального закона N 44-ФЗ;
9) копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 61 Федерального закона N 44-ФЗ.
При внесении изменений в документацию об аукционе 27.11.2014 года, требование о предоставлении участником закупки лицензии на проведение работ и использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной УФСБ РФ было исключено из требований, предъявляемых к участникам закупки, а также, требований к перечню документов и сведений, необходимых к предоставлению во второй части заявки.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы, заказчик внес изменения в документацию об аукционе относительно требований к перечню документов и сведений, необходимых к предоставлению во второй части заявки, а также требований к участникам.
Относительно противоречий о сроке выполнения работ, являющихся предметом закупки, в информационной карте документации об аукционе и проекте контракта установлен единый срок до 01 июня 2015года с даты заключения контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика при установлении требований, предъявляемых к участникам закупки нарушения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО Инновационно - внедренческий центр "Энергоактив" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа при проведении закупки путем проведения электронного аукциона нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
3. Заказчику в лице Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, его комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.В. Литяева
М.В.Кузьмич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 декабря 2014 г. N 1858-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2014