Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 декабря 2014 г. N 03-10/194-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе:
председателя комиссии: |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя управления - начальник отдела контроля закупок, |
членов комиссии: |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок, |
|
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
|
Мамоновой Д.С., |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
при участии представителей:
- заказчика Администрация Города Томска (далее - Заказчик) - Кучмасовой И.В. (доверенность N3707 от 30.06.2014),
- аукционной комиссии уполномоченного органа Управление муниципального заказа и тарифной политики Савельевой Е.В. (доверенность б/н от 28.07.2014),
- заявителя ОАО "Мегафон" Беловой О.В. (доверенность N54АА131302569 от 14.01.2014), рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N 03-10/194-14, возбужденное по жалобе ОАО "Мегафон" (далее - заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
05.12.2014 (вх.9122) в Томское УФАС России обратилось ОАО "Мегафон" с жалобой, поданной в срок и соответствующей требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ, на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи для нужд администрации Города Томска в 2015-2016 годах" (извещение N 0165300010514001721) (далее - Аукцион), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе ОАО "Мегафон" сообщает, что в пункте 4 Технического задания, являющегося частью Документации о проведении Аукциона, Заказчиком установлены требования: "Исполнитель обеспечивает возможность использования имеющихся абонентских номеров Заказчика в коде DEF в количестве 9 штук.
Исполнитель обеспечивает возможность использования имеющихся абонентских номеров Заказчика в коде ABC в количестве 16 штук
В случае если Исполнитель для выполнения условий государственного контракта не сможет взять на обслуживание существующие номера телефонов Заказчика, Исполнитель за свой счет в течение первых шести месяцев с момента заключения муниципального контракта предоставляет услуги:
- переадресация вызова с существующих телефонных номеров;
- автоответчик для каждого номера;
- 100 SMS автоматического оповещения всех вызовов с информацией о новом номере для каждого номера."
Как в своей жалобе сообщает ОАО "Мегафон" оператор связи не вправе оказывать услугу с использованием географически определяемой нумерации, которая выделена другому оператору, и как следствие не может оказывать услуг переадресации с этих номеров. Переносимость номеров в коде ABC не предусмотрена действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от15.07.13г. N599 (ред. от 18.11.2013 г.) "О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной радиотелефонной связи" были введены новые условия, согласно которым стало возможно перенесение абонентского номера, выделенного на основании договора об оказании услуг подвижной связи (DEF). Абонентские номера в коде АВС выделяется абоненту на основании Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 г. N310 (ред. 06.10.2011 г.). Соответствующих изменений в Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, внесено не было. Поэтому сохранение абонентского номера в коде АВС возможно только путем передачи ресурса нумерации другому оператору связи.
Статья 26 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) определяет, что регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Выделение ресурса нумерации оператору связи осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом о связи. Только федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право в случаях, установленных Законом о связи, изменять, изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный оператору связи.
Пунктом 18 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N350 (далее - Правила распределения ресурсов нумерации), установлено, что оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.
Таким образом, каждый оператор связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости.
Использование оператором связи ресурса нумерации с нарушением российской системы и плана нумерации, равно как и использование одним оператором номерной емкости другого оператора связи не допускается и служит основанием для изъятия выделенного ранее ресурса нумерации.
В соответствии с ч.1 ст.44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310) предусмотрено, что оказание услуг местной телефонной связи должно осуществляться с использованием абонентского номера, однозначно определяющего (идентифицирующего) оконечный элемент сети связи (номер в коде ABC).
Таким образом, только оператор местной связи может использовать ABC нумерацию и при обязательном заключении договора на оказание услуг местной связи. Заявитель обращает внимание, на тот факт, что действующим законодательством не предусмотрено использование нумерации АВС другим оператором местной связи (отсутствует переносимость номера).
Таким образом по мнению заявителя, для исполнения данного требования необходимо, чтобы у участника размещения заказа, претендующего на заключение контракта по результатам данного аукциона, уже был заключен договор на местную телефонную связь, по которому абоненту (заказчику) уже был выделен абонентский номер в коде АВС, который будет использоваться для целей переадресации при оказании услуг подвижной связи, т.е. исполнить такое требование может только один оператор, т.е. оператор с которым у Заказчика уже имеются договорные отношения в части оказания услуг местной связи.
Документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Также заявитель в своей жалобе сообщает, что заказчик включил в один лот два вида услуг связи, технически не связанных между собой, требующих наличия двух различных лицензий.
Требование пункта 4 Технического задания в Документации о проведении электронного аукциона N0165300010514001721, о предоставлении услуги по переадресация вызова с существующих телефонных номеров в коде АВС за счет исполнителя в течение первых шести месяцев с момента заключения контракта, а также услуги автоответчика и услуги на отправление 100 SMS автоматического оповещения всех вызовов с информацией о новом номере, противоречит требованиям Закона 44-ФЗ, поскольку Заказчик включил в один лот два вида услуг связи, технически не связанных между собой, требующих наличия двух различных лицензий.
В соответствии со ст.29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Так, согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий", услуги подвижной радиотелефонной связи отнесены к услугам связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 8 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N328, оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности. При этом перечень услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи.
В пункте 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" указано: "Обеспечение предоставления абоненту оказания услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии".
Услуга переадресации входящего вызова на абонентский номер в коде АВС на иной другой номер, являясь по своей сути приемом входящего вызова на номере с кодом АВС и организацией исходящего вызова с этого номера на любой другой номер, указанный абонентом, может быть оказана только оператором, оказывающие услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи с выделением абонентского номера в коде АВС.
Так как, использование номеров в коде АВС возможно только при оказании услуг местной телефонной связи, то требование об обеспечении возможности использования существующих абонентских номеров Заказчика в коде АВС и оказание услуги переадресации (прием входящего вызова и перенаправление его - исходящего вызова) фактически является требованием о предоставлении услуг местной телефонной связи, которые являются отдельным видом услуг, и на оказание которой требуется наличие отдельной лицензии.
Указав в Техническом задании требование об обеспечении использования существующих номеров Заказчика в коде АВС, Заказчик включил в один лот на услуги подвижной связи второй объект закупки - услуги местной связи - которые должны являться отдельным лотом, что является нарушением требований п. 6 ст. 24 Закона 44-ФЗ
Требования Заказчика об обеспечении использования имеющихся абонентских номеров Заказчика в коде ABC и о предоставлении услуг переадресации с указанных номеров за счет участника закупки могут быть выполнены только одним оператором, тем которому данные номера в коде ABC принадлежат, что является существенным ограничением количества участников закупки и нарушает ч.1 и ч.3 ст. 33 Закона 44-ФЗ.
В связи с тем, что перенесение абонентского номера в коде АВС не предусмотрено законодательством и технически не возможно, оказывать услуги переадресации и автоответчика может только тот оператор, с которым Заказчиком уже был заключен договор на местную телефонную связи, по которому Заказчику выделены абонентские номер в коде АВС.
Согласно ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Однако требование на организацию переадресации вызовов с существующих непереносимых абонентских номеров в коде АВС, фактически является указанием на организацию обеспечения Заказчика услугами связи конкретного оператора связи. Так как абонентские номера в коде АВС уникальны, могут принадлежать только одному оператору и не могут быть перенесены, то ссылка на конкретные абонентские номера (существующие номера Заказчика - уникальные номера) фактически является указанием на конкретного производителя услуги - того оператора, с которым у Заказчика ранее был заключен договор на оказание услуг связи с выделением номеров в коде АВС, и нарушает требование ч.1 ст.33 указанного закона.
ОАО "Мегафон" полагает, что действия Заказчика противоречат действующему законодательству Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и нарушают права и законные интересы ОАО "МегаФон" как участника размещения заказа, на основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
В письменном отзыве на жалобу, а также в ходе заседанияя Комиссии Томского УФАС России представители заказчика, уполномоченного органа сообщает, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Объект закупки сформирован в техническом задании с учетом потребностей заказчика и в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ.
Потребность заказчика в возможности сохранения имеющихся абонентских номеров в коде ABC заказчика связана с публичностью деятельности заказчика и с использованием этих номеров для производственных целей.
Условие о сохранении имеющихся абонентских номеров не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки и не создает преимущественных условий для текущего оператора связи, предоставляющего услуги подвижной радиотелефонной (сотовой) связи. Условие о сохранении имеющихся абонентских номеров относится к техническим характеристикам услуг и направлено на эффективное использование заказчиком источников финансирования, выделяемого на использование услуг связи и представляет собой условие о способе и порядке исполнения муниципального контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи после проведения аукциона, а не требование к участникам закупки о наличии у них производственным мощностей и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, и не требование к услуге, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит положениям Закона 44-ФЗ.
Регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства в соответствии со ст.26 Закона о связи.
Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 года NЗ50, установлена возможность использования ресурса нумерации, выделенного другому оператору подвижной радиотелефонной связи, в случае, если абонент при заключении договора на оказание услуг связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи другим оператором подвижной радиотелефонной связи (п.15 Правил), что позволяет любому участнику закупки выполнить требования технической части документации об электронном аукционе в срок начала оказания услуги, предусмотренной документацией участникам закупки. Новому оператору получить запрашиваемую заказчиком нумерацию в коде АВС от предыдущего оператора связи возможно в соответствии с Правилами распределения ресурсов нумерации.
Оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи, за исключением случаев, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи другим оператором подвижной радиотелефонной связи (подп. "б" п.19 Правила распределения ресурсов нумерации).
Таким образом, сохранение номеров в коде ABC, является реализацией одного из прав заказчика, предусмотренного законодательством (в частности, пп."д" п.27 Правил 328).
Наличие в техническом задании заказчика нумерации в коде АВС не противоречит требованиям п.20 Правил 328, т.к. представляет собой техническую реализацию совместно с нумерацией в коде DEF и является необходимой качественной характеристикой услуг, являющихся предметом закупки.
Объединение в один объект закупки оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи путем обслуживания абонентских номеров в городском формате (код АВС) и абонентских номеров в федеральном формате (код DEF) связи направлено на повышение целостности данной услуги.
Кроме того, оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи путем обслуживания абонентских номеров в городском формате (код АВС) и абонентских номеров в федеральном формате (код DEF) технологически и функционально связаны между собой и объектом закупки.
Объектом данной закупки является оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой), а не местной телефонной связи. Объект данной закупки состоит из однородных услуг, не требующих различных лицензий.
Требования к услуге перечисленные в техническом задании не являются невыполнимыми для операторов сотовой связи, поскольку они исполняются оператором сотовой связи, с которым у заказчика заключен муниципальный контракт в настоящее время.
Установленный заказчиком срок (период) оказания услуг: с 01.01.2015 по 20.12.2016 в п.3.1 проекта муниципального контракта, предусматривает достаточное время после заключения муниципального контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, для решения вопросов по ресурсам нумерации единой сети, совершению сделок и действий, сопровождающих требуемые услуги, в том числе, настройки услуг "автоответчика", "переадресации вызова", "автоматическое оповещение", сразу после заключения контракта победителем аукциона, в том числе, если он не является оператором сотовой связи, обслуживающим заказчика в настоящее время, то есть, не ограничивает участие в закупке (отсутствие нарушение ч.1, ч.3 ст.33 Закона 44-ФЗ) "новых" операторов связи.
Довод Заявителя о том, что сохранение номеров в формате АВС не позволяет принять участие в данной закупке иным операторам связи, за исключением оператора, ранее оказывавшего данную услугу, необоснованный, т.к. в соответствии с объектом данной закупки предусмотрено предоставление услуг связи исполнителем, с сохранением существующих 16 шт. в коде АВС абонентских номеров заказчика или предоставление услуг по переадресации вызовов с существующих телефонных номеров и SMS автоматического оповещения всех вызовов с информацией о новом номере для каждого номера (при каждом звонке на существующие номера) в течение первых шести месяцев с момента заключения муниципального контракта.
Таким образом, заказчик предусмотрел возможность оказания услуг связи с использованием иных номеров формата АВС новым оператором связи. Оплата новым оператором связи в течение первых шести месяцев с момента заключения контракта, а также услуги автоответчика и услуги на отправления 100 SMS автоматического оповещения всех вызовов с информацией о новом номере, услуги переадресации вызова не является основанием для признания действий заказчика незаконными, т.к. заказчику необходимо бесперебойное оказание услуг связи и данное условие одинаково распространяется на всех потенциальных участников закупки. Оказание услуг в соответствии с техническим заданием Документации функционально и технологически связаны друг с другом.
На основании вышеизложенного представитель заказчика, уполномоченного органа просит признать жалобу не обоснованной.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, письменный отзыв заказчика, уполномоченного органа, проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов закупки N 0165300002414000132, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N 0165300010514001721 о проведении аукциона в электронной форме и документация об аукционе в электронной форме опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 21.11.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 800 014,08 (Восемьсот четырнадцать) рублей 08 копеек.
Заказчик: Администрация Города Томска.
Уполномоченный орган: Управление муниципального заказа и тарифной политики.
Предмет аукциона: Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи для нужд администрации Города Томска в 2015-2016 годах.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Изучив аукционную документацию Комиссия Томского УФАС России установила, что она соответствует требования п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ. А именно, в документации указаны функциональные, технические и качественные характеристики оказываемой услуги (Техническое задание на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи для нужд администрации Города Томска в 2015-2016 годах), отсутствует указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименования, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В части установленных к услугам требованиям, Комиссия Томского УФАС России, пришла к выводу, что:
- требование сохранения телефонных номеров заказчика является его потребностью, связанной с публичностью направления его деятельности;
- реализацию сохранения абонентских номеров в коде DEF за заказчиком позволяет законодательство о связи;
- все перечисленные требования к услуге, в том числе и возможность использования имеющихся абонентских номеров Заказчика в коде ABC в количестве 16 штук, не являются невыполнимыми для операторов сотовой связи, как для оператора, исполняющего контракт в настоящее время, так и для "нового" оператора связи. Поскольку пунктом 17 Правил распределения ресурсов нумерации определено, что оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи с согласия Федерального агентства связи. Порядок передачи ресурса связи определен настоящим Правилами. Таким образом, возможность передачи имеющихся номеров заказчика имеется и установлена Правилами распределения ресурсов нумерации;
- заказчик предоставил для "новых" операторов сотовой связи альтернативные варианты по оказанию услуг связи, которые выполнимы в рамках действующего законодательства о связи, а именно:
"В случае если Исполнитель для выполнения условий муниципального контракта не сможет взять на обслуживание существующие номера телефонов Заказчика, Исполнитель за свой счет в течение первых шести месяцев с момента заключения муниципального контракта предоставляет услуги:
1) переадресация вызова с существующих телефонных номеров;
2) автоответчик для каждого номера;
3) 100 SMS автоматического оповещения всех вызовов с информацией о новом номере для каждого номера."
Таким образом, у участника закупки есть возможность взять на себя исполнение данной услуги, даже при условии, что имеющиеся у заказчика номера ему не принадлежат.
Фактически заявителем не было представлено доказательств невозможности исполнения требований, установленных в техническом задании, в том числе и переадресация вызова с существующих телефонных номеров в коде АВС (не представлено фактических отказов от передачи ресурсов нумерации, отказов от представлении возможности переадресации за счет участника с номеров АВС).
Даже в случае возникновения такого прецедента обстоятельства будут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства и не могут быть рассмотрены в рамках данной жалобы.
На основании установленного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при установлении требований к услугам связи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.33, ст.64 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "Мегафон" на действия заказчика - Администрации Города Томска при проведении электронного аукциона "Оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи для нужд администрации Города Томска в 2015-2016 годах" (извещение N 0165300010514001721) необоснованной.
|
|
|
|
Председатель Комиссии |
|
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
|
Ураева Л.Р. |
|
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
|
Мамонова Д.С. |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 декабря 2014 г. N 03-10/194-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2014