Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 декабря 2014 г. N 03-10/193-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Мамоновой Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии:
- представителей заказчика - ФГАОУ ВО НИ ТПУ Мурехина А.Н. (доверенность N600 от 17.12.2014), Сахаровой Ю.В. (доверенность N307 от 26.06.2014), Антоняна А.Г. (доверенность N583 от 03.12.2014),
рассмотрев дело N03-10/202-14, возбужденное по жалобе ООО "Ракета" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по строительству объекта "Комплекс учебно-лабораторных зданий ТПУ в г. Томске. I очередь - бизнес-инкубатор", расположенного по адресу пр. Ленина, д. 2 для ТПУ", в отсутствии заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N03-10/202-14 и приславшего в адрес Томского УФАС России заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствии (вх.N9423 от 17.12.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "Ракета" (далее - заявитель) (вх.N9382 от 12.12.2014) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по строительству объекта "Комплекс учебно-лабораторных зданий ТПУ в г. Томске. I очередь - бизнес-инкубатор", расположенного по адресу пр. Ленина, д. 2 для ТПУ" (извещение N0365100010414000245), (далее - электронный аукцион), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В жалобе заявитель сообщает, что согласно положений аукционной документации, а так же исходя из содержания разъяснений на запросы по разъяснению положений аукционной документации Заказчиком предъявляются неправомерные требования, ведущие к ограничению конкуренции о наличии в заявке участника закупки Копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложениями при наличии у данного участника свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ: п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33.3. Жилищно-гражданское строительство).
В соответствии с частью 3.l. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, по мнению заявителя, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ и услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии, является нарушением ст.17 Федерального закона от 04.06.2014 N135-ФЗ "Закона о защите конкуренции" и Закона 44-ФЗ в части требований к участникам закупки.
На основании вышеизложенного заявитель просит провести в связи с настоящим обращением внеплановую проверку, приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, признать организатора торгов нарушившими законодательство Российской Федерации в сфере закупок, выдать предписание и обязать организатора торгов внести изменения в аукционную документацию в соответствии с Законом 44-ФЗ.
В письменных возражениях на жалобу и в заседании Комиссии Томского УФАС России представители заказчика пояснили следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ. Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или Заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон 99-ФЗ) предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N1225). Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.
Заказчик поясняет, что лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно правовыми актами.
Закон 44-ФЗ предъявляет определенные требования к участнику закупки. Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик утверждает, что установил законное требование к участнику закупки о наличие у участника электронного аукциона Свидетельства о допуске СРО и лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений дает возможность выполнять работы, являющиеся предметом закупки..
С учетом изложенного, заказчик считает, что жалоба ООО "Ракета" является необоснованной.
Изучив доводы жалобы ООО "Ракета", письменного отзыва заказчика, заслушав представителей заказчика, проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов закупки N0365100010414000245, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365100010414000245 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru 25.11.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 101 028 980 (сто один миллион двадцать восемь тысяч девятьсот восемьдесят) рублей 00 коп.
Заказчик - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет".
Предмет электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по строительству объекта "Комплекс учебно-лабораторных зданий ТПУ в г. Томске. I очередь - бизнес-инкубатор", расположенного по адресу пр. Ленина, д. 2 для ТПУ".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с п.2 ч.5 ст.64 Закона 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Пунктом 1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.6 ст.31 Закона 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчик во исполнение указанных требований установил в п.23 Информационной карты электронного аукциона Перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона, а именно:
1) Копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с приложением перечня видов работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
2) Копия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, с приложением перечня видов работ и иметь допуск по следующим видам работ:
- В случае выполнения подрядных работ собственными силами:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
5. Свайные работы. Закрепление грунтов.
5.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях.
5.3. Устройство ростверков.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
6.1. Опалубочные работы.
6.2. Арматурные работы.
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
12.5. Устройство оклеечной изоляции.
12.8. Антисептирование деревянных конструкций.
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
16. Устройство наружных сетей водопровода.
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных.
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей.
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов.
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.
17. Устройство наружных сетей канализации.
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных.
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев.
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации.
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения.
18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше.
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения.
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения.
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромодов.
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог.
- В случае привлечения к выполнению подрядных работ других лиц:
- п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что наличие требования о предоставлении во второй части заявки Копии свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства по п.33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" не освобождает заказчика от обязанности установить требование о предоставлении Копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, так как данный вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Закона 99-ФЗ и Постановлением N1225.
Комиссия Томского УФАС России установила, что при установлении требований о наличии лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений заказчик руководствовался Локальным сметным расчетом N02-01-12 "Охранно-пожарная сигнализация", рабочей документацией, а именно:
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ |
08П-14-ПС.СОУЭ 08П-14-ПБ, листы 29-31 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ |
08П-14-ВК.НВК, листы 15-18, 08П-14-ПБ1, листы 26,27,28 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ |
08П-14-ОВ.ТС, листы 9,10, 08П-14-ПБ1, листы 27,28 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ |
08П-14-ПС.СОУЭ, 08П-14-ПБ1, листы 31-32 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов |
08П-14-ПБ1, листы 32,33 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах |
08П-14-АР, листы 31-32 |
Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций |
08П-14-АС.КЖ, лист 15 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения |
08П-14-ПБ1, листы 25,26 08П-14-ВК.НВК, лист 14 Ф3123 ст.47, гл.24 ст.107 |
Таким образом, в действиях заказчика по установлению в документации об электронном аукционе требования о наличии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе Копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отсутствует нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как выполнение указанных работ подлежит лицензированию в соответствии с Законом 99-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.1, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч.15 ст.99, ч.6 ст.106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ракета" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по строительству объекта "Комплекс учебно-лабораторных зданий ТПУ в г. Томске. I очередь - бизнес-инкубатор", расположенного по адресу пр. Ленина, д. 2 для ТПУ" необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Ураева Л.Р.
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П.
Мамонова Д.С. |
|
|
Гайдамович И.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 декабря 2014 г. N 03-10/193-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2014