Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 декабря 2014 г. N 03-10/190-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., Константинова В.А., Криворучко А.П., Мамоновой Д.С., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии представителей:
- заказчика - ОГКУЗ "ОДР" Сияновой Н.И. (доверенность б/н от 03.12.2014),
- заявителя - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" Лузановой А.А. (доверенность N47 от 10.04.2014),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/190-14, возбужденное по жалобе УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Вывоз медицинских отходов класса А на 2015 года для нужд областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (извещение N0365200019214000009),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (вх.8978 от 03.12.2014) с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Вывоз медицинских отходов класса А на 2015 года для нужд областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (извещение N0365200019214000009), нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель сообщает, что УМП "Спецавтохозяйство г.Томска" оказывает услуги по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Город Томск".
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон 99-ФЗ) транспортирование отходов 1 - IV класса опасности выведено из перечня лицензируемых видов деятельности.
В соответствии со ст.1 Закона 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов, в свою очередь - хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Заявитель указывает, что в Техническом задании к документации о проведении электронного аукциона на заключение контракта на оказание услуг по вывозу медицинских отходов, цена на оказываемые услуги формируется с учетом расходов на затраты по захоронению, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за размещение отходов (далее - ТЗ), трудозатраты, соответственно одним из требований к участникам электронного аукциона должно быть наличие лицензии на размещение отходов. Однако в извещении требование о лицензии не содержится, заказчиком не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На территории муниципального образования "Город Томск" лицензию на размещение медицинских отходов имеет только УМП "Спецавтохозяйство г. Томска".
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание внести изменения в документацию.
Заказчик в письменном отзыве на жалобу и в ходе заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил:
1. Предметом контракта (объектом закупки) является именно вывоз медицинских отходов класса А на 2015 год для нужд областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики". Согласно положениям технического задания аукционной документации Исполнитель должен выполнить работы собственными силами, без привлечения субподрядной организации, то есть выполнить самостоятельно только работы по вывозу медицинских отходов класса А.
2. Согласно техническому заданию исполнитель должен обеспечить конечное размещение (захоронение) отходов. Обеспечение конечного размещения отходов не означает обязанность исполнителя самостоятельно осуществить размещение. Размещение отходов не является предметом контракта (объектом закупки), из чего следует, что исполнитель не обязан самостоятельно размещать отходы, в связи, с чем исполнитель вправе привлечь субподрядную организацию. Также обязанность исполнителя самостоятельно размещать отходы не предусмотрена и проектом Контракта. В связи с чем, в аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
3. Закон 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В соответствии со ст.4.1 Закона 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности - I-V. Согласно ч.2 ст.2 Закона 89-ФЗ отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а именно деятельность по обращению с медицинскими отходами лечебно-профилактических и медицинских учреждений и специализированных организаций регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", СанПиНом 2.1.7.2790-10. Согласно СанПиНа 2.1.7.2790-10 у медицинских отходов существует следующая классификация: А. Б, В, Г, Д. На отходы класса А не требуется выдача лицензии, поскольку такие отходы не являются отходами I - IV классов опасности.
4. На территории муниципального образования г. Томск лицензию на размещение отходов имеет только заявитель, однако, услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов в Томской области оказывают не менее трёх хозяйствующих субъектов, которые размещают отходы на полигоне г. Томска, действуя при этом на основании договора с заявителем. В связи с чем ОГКУЗ "ОДР" было включено требование выполнить работы своими силами только к предмету контракта (вывозу отходов). К обеспечению размещения отходов такого требования не установлено. Тем самым Учреждением соблюдены принципы контрактной системы в сфере закупок, а именно обеспечение конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.106 Закона 44-ФЗ, заказчик просит признать жалобу УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" необоснованной.
Изучив доводы жалобы УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", письменный отзыв заказчика, заслушав представителя заказчика, заявителя, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N 0365200019214000009 о проведении электронного аукциона и аукционная документация опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 25.11.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 269803,80 рублей.
Заказчик - ОГКУЗ "ОДР".
Предмет контракта: Вывоз медицинских отходов класса А на 2015 года для нужд областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики".
Согласно ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссия Томского УФАС России, установила, что заказчик установил требования к объекту закупки в ТЗ, а именно:
N |
Наименование отхода |
Адрес вывоза отходов |
Кол-во Контейнеров |
Периодичность Вывоза отходов |
Объем за период с 01.01.15- 31.12.15 |
1 |
Медицинские отходы класса А (по составу приближенные к ТБО) |
Г. Томск, ул. Карла Маркса, 52, ул. Вершинина, 40 |
2 контейнера (емкость каждого 1,1 м3 |
Ежедневно, кроме воскресенья |
686 м3 |
Таким образом, предметом данной закупки, является вывоз медицинских отходов класса А, что также подтверждено в извещении и проекте контракта.
Согласно п.1.ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ст.4.1 Закона 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы
Пунктом 30 ч.1 ст.12 Закона 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с СанПиНом 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Руководствуясь названными выше правовыми нормами, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключение медицинских отходов класса Г- токсилогически опасных отходов I - IV классов опасности) в рамках Закона 99-ФЗ не предусмотрено. Правовых оснований для отнесения медицинских отходов класса А к отходам I - IV классов опасности, деятельность по вывозу которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется.
Комиссия Томского УФАС России, изучив материалы дела, пришла к выводу, что заказчик правомерно не установил в документации об электронном аукционе требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, т.к. деятельность по вывозу медицинских отходов класса А не подлежит лицензированию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.31, ст.33, ст.63, ст.99, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Вывоз медицинских отходов класса А на 2015 года для нужд областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Дом ребенка, специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (извещение N0365200019214000009) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Мамонова Д.С. |
|
|
Гайдамовича И.П. |
|
|
|
|
|
|
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 декабря 2014 г. N 03-10/190-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2014