Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 ноября 2014 г. N 03-10/179-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., Константинова В.А., Мамоновой Д.С., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии представителей:
- заказчика - ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" Силиной Ю.П. (доверенность N19 от 21.11.2014);
- члена аукционной комиссии - ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения" Силиной Ю.П. (Приказ N01/4-44 от 16.06.2014), в отсутствии заявителя - ООО "ДизайнАвтоЛюкс", уведомленного должным образом о времени и месте рассмотрения дела (NИГ/8672 от 18.11.2014), приславшего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. N8583 от 21.11.2014),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/179-14, возбужденное по жалобе ООО "ДизайнАвтоЛюкс" на действия аукционной комиссии (Конинин А.А., Таран Н.М., Степанова С.С., Беспалов П.М., Силина Ю.П.) при проведении электронного аукциона "Поставка запасных частей для легковых автомобилей" (извещение N 0365200021414000099),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "ДизайнАвтоЛюкс" (вх.8408 от 17.11.2014) с жалобой на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка запасных частей для легковых автомобилей" (извещение N 0365200021414000099), нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель сообщает, что заявка с порядковым номером N9967543 отклонена по причине несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе.
В обосновании отказа указано, что в заявке на участие в аукционе в электронной форме участник закупки представил формацию о товаре, несоответствующую требованиям документации, а именно перечислены позиции, в которых, по мнению Заказчика, указанные участником характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют ОЕМ номеру, указанному в Технической документации об электронном аукционе. Несоответствие, по мнению заказчика, выражается в том, что участник предложил к поставке товар, который является эквивалентным ОЕМ товару, указанному Заказчиком в Техническом задании.
Аббревиатура ОЕМ номер, применяемая заказчиком в документации, означает Original Equipment Manufacturer - оригинальный производитель оборудования, обозначает продукт, продающийся розничным покупателям под оригинальным брендом (товарным знаком, торговой маркой). В автомобилестроении ОЕМ означает производителей автокомпонентов (узлов, агрегатов), которые поставляются на сборочные предприятия, выпускающие автомобили (например, Toyota) или реализуются через розничные сети.
ООО "ДизайнАвтоЛюкс" обращает внимание контролирующего органа, что, Заказчик включил в документацию, в п. 13.2. Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, следующее требование:
При описании конкретных показателей товара не допускается использование выражений "не менее", "не более", "не хуже", "должен", "должен быть", "не уже", "не шире", "или эквивалент", диапазонов значений и иных выражений, не определяющих точного значения характеристик, за исключением случаев, когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной документации на товар.
Заявитель считает, что это требование нарушает ч.1 и ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ, где изложены правила описания объекта закупки. Наоборот, в ч.2 ст.33 Закона 44-ФЗ предписывается указать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по мнению Заявителя, введя в документацию термин ОЕМ номер, что по смыслу подразумевает поставку автокомпонентов того же товарного знака, что и автомобили, для которых они предназначаются (в данном случае Toyota, Lexus и Nissan), Заказчик нарушил требования ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, запрещающей включать в описание объекта закупки требования или указания в отношении товарных знаков и наименование производителя товара.
Заявитель считает, что формально документация не содержит указания на товарные знаки и наименование производителя товара, однако по сути, запрет поставки любого товара, кроме ОЕМ номера, т.е. одноименного с производителем автомобиля, предоставляет возможность заказчику отказывать в допуске к торгам всех участников, предлагающих сертифицированный товар любых других производителей.
По мнению Заявителя, действия Заказчика в части составления документации и применении к первым частям заявок аукционной комиссией требований, отсутствующих в Законе 44-ФЗ, приводят к ограничению числа участников размещения заказа и ограничивают конкуренцию в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, заявитель считает, что своими действиями заказчик нарушил положения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, тем самым ограничил конкуренцию и нарушил право на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного заявитель, просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание внести изменения в документацию.
Заказчик в письменном отзыве на жалобу и заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе единой комиссией по осуществлению закупок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе с порядковым номером заявки N9967543 (ООО "ДизайнАвтоЛюкс").
По доводу ООО "ДизайнАвтоЛюкс" о том, что введя в документацию об аукционе термин ОЕМ номер, Заказчик нарушил требования ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, заказчик пояснил следующее:
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик установил в Технической части документации об аукционе в качестве показателя товара ОЕМ номер, указывающий на производителя запасных частей и товарный знак, без нарушения требования ст.33 Закона 44-ФЗ, так как указанная статья позволяет при закупке запасных частей к машинам и оборудованию (в данном случае транспортным средствам), используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на машины и оборудование, указывать на товарный знак, исключая возможность поставки эквивалентного товара. В технической документации (руководство для владельца) на автомобили, имеющиеся у заказчика, содержится требование к использованию исключительно оригинальных запасных частей. Использование запасных частей, изготовленных другими производителями, может неблагоприятно отразиться на безопасности автомобиля даже в том случае, если эти детали разрешены к применению контролирующими органами Российской Федерации.
Довод ООО "ДизайнАвтоЛюкс" о том, что действия Заказчика приводят к ограничению числа участников и ограничивают конкуренцию, несостоятелен, так как предметом данного, электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющим потребностям Заказчика.
Заказчик отмечает в своем отзыве, что задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
На следующий довод по жалобе - включение в документацию об аукционе требования "при описании конкретных показателей товара не допускается использование выражений "не менее", "не более", "не хуже", "должен", "должен быть", "не уже", "не шире", "или эквивалент диапазонов значений и иных выражений, не определяющих точного значения характеристик, за исключением случаев, когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной документации на товар", заказчик пояснил, что требование не нарушает ч.ч.1,2 ст.33 Закона 44-ФЗ, так как данная статья содержит требование к описанию объекта закупки Заказчиком.
В соответствии с пп б) п.1 ч.3 ст.66 Закона 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и включение заказчиком в инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе данного требования, продиктовано необходимостью разъяснения участнику закупки правил заполнения заявки при описании им товара, предлагаемого к поставке, с целью исключить неточные, приблизительные показатели с использованием условных формулировок "не менее", "не более", "не хуже", "должен", "должен быть", "не уже", "не шире", "или эквивалент", так как указание данных формулировок не позволит определить конкретные (точные) характеристики предлагаемого участником к поставке товара, а следовательно повлечет за собой отказ в допуске к участию в аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.106 Закона 44-ФЗ, заказчик просит признать жалобу ООО "ДизайнАвтоЛюкс" необоснованной.
Изучив доводы жалобы ООО "ДизайнАвтоЛюкс", заслушав представителя заказчика, члена аукционной комиссии, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N 0365200021414000099 о проведении электронного аукциона и аукционная документация опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 24.10.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1600000,00 рублей.
Заказчик - ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения".
Аукционная комиссия: Конинин А.А., Таран Н.М., Степанова С.С., Беспалов П.М., Силина Ю.П. Согласно Приказа о создании единой комиссии государственного заказчика, осуществляющей функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для государственных нужд N 01/4-4/3 от 29.01.2014 года; N01/4-22 от 08.04.2014; N01/4-44 от 16.06.2014 г.
Предмет контракта: Поставка запасных частей для легковых автомобилей.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ заказчик должен установить в документации об электронном аукционе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пп."б" п.1 ч.3 ст.66 Закона 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В силу ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что требования к составу и содержанию заявки на участие в электронном аукционе изложены в разделе III "Техническая часть документации об электронном аукционе на поставку запасных частей для легковых автомобилей" (далее - ТЗ) "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" в соответствии с ч.3 ст. 66 Закона 44-ФЗ и п. 13.1 Инструкции участникам электронного аукциона первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
При описании конкретных показателей товара не допускается использование выражений "не менее", "не более", "не хуже", "должен", "должен быть", "не уже", "не шире", "или эквивалент", диапазонов значений и иных выражений, не определяющих точного значения характеристик, за исключением случаев, когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной документации на товар.
Изучив первую часть заявки N9983022 (ООО "ДизайнАвтоЛюкс"), Комиссия Томского УФАС России установила, что заявитель в своей заявке указал информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона 44-ФЗ, не соответствующую требованиям документации о таком аукционе, в том числе, для TOYOTA CAMRY #SV50:
Установлено в ТЗ заказчика |
Предложено в заявке ООО "ДизайнАвтоЛюкс" |
|
Наименование товара |
ОЕМ номер |
|
фильтр масляный |
04152-31090 |
LO123, функциональный эквивалент 04152-31090, товарный знак LYNXauto |
фильтр воздушный 2,5 л |
17801-28030 |
9.1.1014, функциональный эквивалент 17801-28030, товарный знак TSN |
В вышеуказанных позициях участником закупки не указан требуемый ОЕМ номер, то есть, не предложен оригинальный товар, требуемый заказчику, кроме того, использовано выражение "функциональный эквивалент", что является недопустимым при описании конкретных показателей товара, т.к. заказчик указал в п.13.1 при описании конкретных показателей товара не допускается использование выражений "эквивалент".
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что показатели товара предложенные участником закупки не соответствуют требованиям, установленным в ТЗ, то есть, товар предложенный участником закупки, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе. Таким образом, аукционная комиссия ОГБУ "Служба хозяйственного обеспечения, отказав ООО "ДизайнАвтоЛюкс" в допуске к участию в электронном аукционе, действовала в полном соответствии с требованиями п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ, так как участник закупки предоставил информацию, не соответствующую требованиям установленным в документации об аукционе.
Внеплановая проверка материалов закупки "Поставка запасных частей для легковых автомобилей" (извещение N 0365200021414000099), довод заявителя о том, что требования, установленные в документации об электронном аукционе ограничивают конкуренцию и нарушают ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, иных действий заказчика, аукционной комиссии, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании следующего:
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании документов по автомобилям, к которым он закупает запасные части, представленных заказчиком при рассмотрении дела N03-10/179-14, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик установил в ТЗ в качестве показателя товара ОЕМ номера, которые являются уникальными и указывают на оригинальный рыночный номер изделия на основании условий, установленных заводом-изготовителем, в которых указано, что за использование не оригинальных запчастей производитель не будет нести ответственности и гарантийных обязательств по запасным частям, не являющиеся продукцией завода-изготовителя. Таким образом, требование к оригинальным запасным частям обоснованно и описание закупки носит объективный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.33, ч.1 ст.64, ст.66, ст.67 ч.5 ст.99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДизайнАвтоЛюкс" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка запасных частей для легковых автомобилей" (извещение N 0365200021414000099) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Мамонова Д.С. |
|
|
Гайдамовича И.П. |
|
|
|
|
|
|
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 ноября 2014 г. N 03-10/179-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2014