Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 27 ноября 2014 г. N 03-10/183-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиев Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Мамоновой Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; |
при участии представителей:
заявителя - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" Грибановой Татьяны Викторовны (доверенность б/н от 26.12.2014),
заказчика - ФГБОУ ВПО ТУСУР Моисеева Александра Александровича (доверенность N19/3577 от 09.12.2011),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/183-14, возбужденное по жалобе УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО ТУСУР при проведении электронного аукциона "Электронный аукцион N АЭ-151/246/14 на заключение контракта на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности" (Извещение N0365100000814000471 от 07.11.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области обратилось (вх.8532 от 20.11.2014) УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" с жалобой на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" (далее - ФГБОУ ВПО ТУСУР) при проведении электронного аукциона "Электронный аукцион N АЭ-151/246/14 на заключение контракта на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности", нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В своей жалобе заявитель указывает п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с которой, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 3 ст. 4 Закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ), собственник отходов 1-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" транспортирование отходов 1-IV класса опасности выведено из перечня лицензируемых видов деятельности. С вступлением в силу Закона N93-ФЗ сбор и использование отходов 1-IV класса опасности также были выведены из перечня лицензируемых видов деятельности.
Заявитель считает, что с учетом указанных изменений, положения о наличии лицензии, предусмотренные ч.3 ст.4 Закона 89-ФЗ, следует выполнять в случае отчуждения, передачи отходов собственником отходов другому лицу в целях их обезвреживания и размещения.
Заявитель ссылается на определения из ст.1 Закона 89-ФЗ: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; в свою очередь - хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Заявитель считает, что требование о наличии лицензии на размещение отходов следует из технического задания заказчика, в соответствии с которым: "отходы передаются в собственность исполнителя услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов", Однако в извещении требование о наличии лицензии не содержится, и в перечне документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги являющихся объектом закупки - требование о предоставлении лицензии также не установлено.
Заявитель сообщает, что на территории муниципального образования "Город Томск" лицензию на размещение твердых бытовых отходов имеет только УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", при этом указанное предприятие не является субъектом малого и среднего предпринимательства и соответственно не имеет возможности подать заявку на участие в аукционе.
В ходе рассмотрения дела N03-10/183-14 представитель заявителя в дополнение к жалобе указал на п.7.9 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (вв. постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N607-ст), в соответствии с которым, владелец отходов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.
Заявитель считает, что организация, предоставляющая услуги транспортировки отходов, во время перевозки отходов будет являться их владельцем. Требования к транспортированию отходов определяются ст.16 Закона 89-ФЗ. При этом, общий анализ требований Закона 89-ФЗ (в частности, ст.ст.4 и 16) позволяет прийти к выводу о том, что для собственников отходов первично заключение договора по отчуждению (передаче) отходов лицу, осуществляющему деятельность по обезвреживанию и размещению отходов; вторично заключение договора на транспортировку отходов. Так, согласно абз. 4 п.1 ст.16 Закона 89-ФЗ одним из условий транспортирования отходов 1-IV класса опасности является наличие документации для транспортирования и передачи отходов 1-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов 1-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования. При этом место транспортирования таких отходов должно определяться с учетом требований п.3 ст.4 Закона 89-ФЗ.
Учитывая, что деятельность по сбору, использованию, транспортированию отходов в настоящее время не лицензируется, однако, если отходы 1-IV класса опасности будут переданы собственником отходов для использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их использования (сбора, транспортирования) произведет размещение или обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, то будет допущено нарушение требований ч.3 ст.4 Закона 89-ФЗ со стороны собственника отходов. При этом собственник отходов будет нести всю предусмотренную действующим законодательством ответственность.
На основании изложенного, заявитель считает действия заказчика, не установившего в документации об аукционе требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, нарушают п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель просит признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ и отменить электронный аукцион на заключение контракта на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности.
В письменных пояснениях на жалобу (вх.8737 от 26.11.2014) заказчик, а также в ходе рассмотрения дела N03-10/183-14 его представитель сообщил о том, что определение поставщика по указанному аукциону отменено по решению заказчика.
В отношении доводов жалобы о невозможности участия в аукционе, заказчик указывает на обязанность, установленную ст.30 Закона 44-ФЗ об осуществлении закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и сообщает, что указанный аукцион был включен в план закупок в этом статусе.
Заказчик сообщает, что хотя на территории муниципального образования г. Томск лицензию на размещение ТБО имеет только заявитель, однако, услуги по сбору, вывозу и захоронению ТБО в Томской области оказывают не менее трёх хозяйствующих субъектов, которые размещают ТБО на полигоне г. Томска, действуя на основании договора с заявителем, что говорит об устойчивом рынке. (ООО "Томск Эко-Сервис" ИНН 7017076931; ООО "АБФ Логистик" ИНН 7017332381; ООО "Сорнет" ИНН 7017306350). Более того, следуя принципу обеспечения конкуренции, сформулированному в ст.8 Закона 44-ФЗ, любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заказчик считает, что помимо заявителя и хозяйствующих субъектов Томской области в аукционе могут принять участие иные участники закупки из других регионов РФ. Пример такого утверждения - Электронный аукцион NАЭ-7/28/14 на заключение контракта на оказание услуг по утилизации списанной отработанной вычислительной и бытовой техники, номер извещения N0365100000814000280, в аукционе приняло участие 9 (Девять) участников, победитель - ООО "СиБВторРесурс" (Новосибирская обл.).
На основании вышеизложенного заказчик просит отказать заявителю в удовлетворении его жалобы.
Изучив доводы жалобы УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", заслушав представителей заказчика, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365100000814000471 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 07.11.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 885 700 руб.
Заказчик - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники".
Предмет аукциона: "Электронный аукцион N АЭ-151/246/14 на заключение контракта на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности".
Определение поставщика услуг отменено извещением от 22.11.2014 на основании решения заказчика от 21.11.2014.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности, то есть для ее осуществления подрядчик обязан иметь лицензию.
Учитывая, что работы по размещению отходов включает в себя работы по хранению и захоронению отходов (ст.1 Закона 89-ФЗ), то предмет контракта (объект закупки) содержит работы (по захоронению на полигоне твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности), относящиеся к лицензируемому виду деятельности.
Изучив проект контракта, опубликованный в составе документации об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчик потребовал, чтобы подрядчик исполнял работы по контракту собственными силами (п.1.1 контракта), то есть субподряд невозможен, поэтому лицензию на выполнение работ по захоронению твердых бытовых отходов 4 класса опасности должен иметь сам подрядчик. Из последнего следует обязанность заказчика на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ установить в документации об электронном аукционе, требование о наличии у участника закупки собственной лицензии на выполнение работ по захоронению твердых бытовых отходов 4 класса опасности.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 Закона 44-ФЗ. Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ не установил требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, также не установил требования о предоставлении документов (их копий) подтверждающих такое соответствие во вторых частях заявок на участие в аукционе.
Вместе с тем, учитывая, что заказчик отменил определение поставщика добровольно, в установленный для проведения такой процедуры срок, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания об устранении установленных выше нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.33, ст.64, ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" при проведении электронного аукциона "Электронный аукцион N АЭ-151/246/14 на заключение контракта на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению на полигоне твердых бытовых отходов 4 и 5 класса опасности" (Извещение N0365100000814000471 от 07.11.2014) обоснованной.
2. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Мамонова Д.С. |
|
|
Гайдамович И.П. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 27 ноября 2014 г. N 03-10/183-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2014