Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 декабря 2014 г. N 404-1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Заместителя руководителя Тюменского УФАС России Поткина И.В.,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
заместителя начальника отдела Зимаева А.В.
с участием представителей сторон:
от заявителя ООО "Центр кадастровых инженеров" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - Шестакова Е.А., по доверенности,
от заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" (далее также - заказчик) - Медведева В.Н. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Центр кадастровых инженеров" на действия заказчика: ГКУ ТО "УКС" при заключении государственного контракта по результатам электронного аукциона АЭ-5251/14 (реестровый номер закупки 0167200003414006358) на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: "Детский сад в микрорайоне N34, N2 г.Сургут" (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 02.12.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте торгов (www.zakupki.gov.ru). Копия жалобы также направлена заказчику, уполномоченному органу.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 05.12.2014 г. N 943 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика.
Как следует из жалобы, между ГКУ ТО "УКС" и ООО "ЦКИ" по итогам электронного аукциона АЭ-5251/14 (реестровый номер закупки 0167200003414006358) на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: "Детский сад в микрорайоне N34, N2 г.Сургут".
Проект контракта заказчиком был направлен в адрес ООО "ЦКИ" 24.11.2014 г. Данный проект контракта был отклонен ООО "ЦКИ" протоколом разногласий, который указывал на то, что ООО "ЦКИ" применяет упрощенную систему налогообложения и существует необходимость указать цену с формулировкой "НДС не облагается".
28.11.2014 г. Заказчик отклонил протокол разногласий, со ссылкой на тот факт, что ООО "ЦКИ" должно заключить контракт с формулировкой цены указанной в аукционной документации, и предусмотрел возможность в последствии расторгнуть контракт с уменьшением суммы контракта на размер налога на добавленную стоимость, то есть 18%.
В этой связи, заявитель считает, что Заказчик не обоснованно отклонил протокол ООО "ЦКИ", поскольку отказываясь учесть систему налогообложения, применяемую ООО "ЦКИ" при заключении контракта он нарушает законные права и интересы участника, так как в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ ООО "ЦКИ" освобождены от обязанности уплачивать НДС.
В обосновании своих доводов заявитель ссылается на разъяснения Минэкономразвития РФ по данному вопросу в письмах NД22-1255 от 10.11.2009 г., N20943-ИП/08 от 07.07.2009 г., N03-11-11-44793 от 05.09.2014 г. согласно которых контракт заключается по цене победителя вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя и не подлежит уменьшению на сумму налоговых платежей. Если победитель находится на упрощенной системе налогообложения, то заполнение графы "НДС не предусмотрен" не меняет условий контракта и не противоречит условиям аукционной документации. Также заявитель ссылается на позицию Министерства финансов РФ, отраженной в письме N02-02-09/43300 от 29.08.2014 года: "при реализации отношений в области налогов и сборов указанные правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах и в случаях возникновения противоречий в регулировании данных правоотношений применяются нормы законодательства о налогах и сборах", следовательно при применении победителем аукциона упрощенной системы налогообложения цену в контракте необходимо указывать с формулировкой "НДС не облагается" в соответствии со ст. 346.11 НК РФ".
Заявитель указывает, что с его стороны приняты все меры для подписания контракта: перечислены денежные средства в обеспечение исполнения контракта в размере 45% начальной цены контракта, повторно в адрес Заказчика направлен протокол разногласий и письмо на имя Руководителя с просьбой пересмотреть позицию, но ответ не получен.
Согласно пояснений заказчика, ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрено. В силу ч.2 статьи указанного Закона при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.95 Закона о контрактной системе.
Как следует из содержания 2.1. проекта контракта цена работ определена в соответствии с протоколом аукционной комиссии N_____ от __________г. и составляет _________ (________), в том числе НДС. Цена контракта включает в себя все налоги, затраты, издержки и иные расходы, связанные с его исполнением. Буквальное толкование данного пункта не устанавливает ограничений для участников закупки в зависимости от вида налогового режима, применяемого участником закупки. Требования об обязательном указании участником закупки, не являющимся плательщиком НДС, суммы НДС, учитываемой в цене контракта, документация об аукционе не содержит.
Сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога, и он самостоятельно несет ответственность за осуществляемые действия, в том числе за соответствие ценового предложения требованиям нормативных актов. Кроме того, по соглашению сторон цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, в том числе и на сумму налога на добавленную стоимость (ч.1 ст.95 44-ФЗ).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заказчика, и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона АЭ-5251/14 на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: "Детский сад в микрорайоне N34, N2 г.Сургут".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 27.10.2014 была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003414006358.
Согласно документации об электронном аукционе АЭ-5251/14 объектом закупки (предмет контракта) является выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: "Детский сад в микрорайоне N34, N2 г.Сургут".
Из п. 2.1. проекта контракта (Приложение N 2) аукционной документации) следует, что цена работ по настоящему контракту определена в соответствии с протоколом аукционной комиссии N _______ от ________ г. и составляет ____________ (___________), в том числе НДС. Цена контракта включает в себя все налоги, затраты, издержки и иные расходы, связанные с его исполнением.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Цена настоящего контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом объема, качества работ и иных условий исполнения контракта.
Как следует из решения аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона (0167200003414006358) АЭ-5251/14 оформленного протоколом от 18.01.2014 г., победителем был признан участник закупки - ООО "Центр кадастровых инженеров", сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Исходя из представленных документов, проект контракта заказчиком был направлен в адрес победителя аукциона 24.11.2014 г.
Однако, 25.11.2014 г. заявителем в адрес заказчика посредством электронной площадки был направлен протокол разногласий к проекту контракта, в котором заказчику указано на необходимость внесения соответствующих изменений в контракт в части исключения из цены контракта налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку Общество не является плательщиком указанного налога, так как применяет упрощенную систему налогообложения.
Однако заказчик, отказался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника аукциона, с которым заключается контракт, мотивировав тем, что исключение НДС будет свидетельствовать о нарушении условий контракта и требований аукционной документации.
Комиссия не может согласиться с доводами заказчика как противоречащими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
Так, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч.13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе устанавливается порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. При этом, вопросы уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей указанным Федеральным законом не регулируются.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
Кроме того, на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом. В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Исходя из этого, цена реализации товара (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, применяющих такой режим налогообложения при заключении государственного (муниципального) контракта указывается без исчисления НДС, что будет являться ценой контракта, предложенной участником закупки и которую заказчик обязан оплатить в установленном размере при надлежащем его исполнении.
Согласно ч.1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч.10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Соответственно, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. При этом, применение участником закупки упрощенной системы налогообложения не может повлечь за собой изменение условий документации о закупке и в частности, контракта, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена зависимость цены контракта от системы налогообложения исполнителя работ (подрядчика), с которым заключается такой контракт.
Таким образом, у заказчика не имелось оснований для отказа в заключении контракта с ООО "Центр кадастровых инженеров" по результатам электронного аукциона АЭ-5251/14 (реестровый номер закупки 0167200003414006358) на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: "Детский сад в микрорайоне N34, N2 г.Сургут".
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранения допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем совершения действий, направленных на заключение с ООО "Центр кадастровых инженеров" контракта по результатам электронного аукциона АЭ-5251/14 (реестровый номер закупки 0167200003414006358).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр кадастровых инженеров"" на действия ГКУ ТО "Управление капитального строительства" при заключении государственного контракта по результатам электронного аукциона АЭ-5251/14 (N0167200003414006358) на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов и постановке на кадастровый учёт объекта: "Детский сад в микрорайоне N34, N2 г.Сургут" обоснованной.
2. Признать ГКУ ТО "Управление капитального строительства" нарушившим ч.10 статьи 70 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта по результатам электронного аукциона АЭ-5251/14 (N0167200003414006358).
3. Выдать ГКУ ТО "Управление капитального строительства" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч.10 статьи 70 Закона о контрактной системе путем совершения действий, направленных на заключение с ООО "Центр кадастровых инженеров" контракта по результатам электронного аукциона АЭ-5251/14 (N0167200003414006358).
4. Оператору электронной площадки (ООО "РТС-Тендер", адрес в сети Интернет: http: www.rts-tender.ru) обеспечить техническую возможность ГКУ ТО "Управление капитального строительства" для осуществления действий по исполнению предписания и проведения открытого аукциона в электронной форме N АЭ-5251/14 (N0167200003414006358).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
А.В. Зимаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 декабря 2014 г. N 404-1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2014