Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 декабря 2014 г. N 406
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу председателя Совета Тюменской региональной общественной организации "Народный контроль" Шемякина А.Ю. (далее - заявитель) на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении открытого конкурса N КО-068/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300000514001807) на оказание услуг по опубликованию в печатном издании, в специальных выпусках печатного издания и размещению в Интернет-версии печатного издания муниципальных правовых актов и иной информации о деятельности Администрации города Тюмени,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 03.12.2014 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N КО-068/14.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 04.12.2014 г. N 931 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N КО-068/14 (N 0167300000514001807).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Как указал в жалобе заявитель, конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
В частности, заказчиком и уполномоченным органом неправомерно объединены в рамках одной закупки услуги, технологически и функционально не связанные между собой, а именно услуги по опубликованию информации в периодическом печатном издании и услуги по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В качестве правового обоснования заявленных требований, заявитель ссылается на нормы законодательства о средствах массовой информации, которые не содержат требований о наличии у периодического печатного издания его электронной версии в сети Интернет, равно как и отсутствует требование о необходимости иметь периодическое печатное издание применительно к СМИ в сетевом издании.
При этом, указанные формы периодического распространения массовой информации отличаются по принципу организации своей деятельности и порядку государственной регистрации, расходам на осуществление своей хозяйственной деятельности. Таким образом, по мнению заявителя, объединив в рамках одной закупки услуги по опубликованию информации в периодическом печатном издании и услуги по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заказчик существенно ограничил круг потенциальных участников закупки, способных оказать услуги по опубликованию (размещению) информации только одним из возможных способов, определенных в Законе о СМИ.
В этой связи, заявитель просит антимонопольный орган провести внеплановую проверку на предмет обоснованности и законности действий заказчика и уполномоченного органа при проведении вышеназванного открытого конкурса.
Уполномоченный орган и заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласились, факт нарушения требования Закона о контрактной системе не признали, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Согласно возражений указанных лиц, конкурсная документация не содержит положений, противоречащих требованиям действующего законодательства о контрактной системе, а следовательно не может нарушать права и законные интересы подателя жалобы относительно возможности участия в указанном аукционе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 4 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Как усматривается из материалов дела, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса N КО-068/14 в интересах муниципального заказчика - Администрации городского округа город Тюмень на оказание услуг по опубликованию в печатном издании, в специальных выпусках печатного издания и размещению в Интернет-версии печатного издания муниципальных правовых актов и иной информации о деятельности Администрации города Тюмени.
Начальная (максимальная) цена контракта 17 297 796, 50 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 14.11.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000514001807.
Как следует из условий конкурсной документации и проекта контракта исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги по опубликованию в печатном издании муниципальных правовых актов и иной информации о деятельности Администрации города Тюмени и размещению в Интернет-версии печатного издания опубликованных в печатном издании муниципальных правовых актов и иной информации о деятельности Администрации города Тюмени.
Комиссией в этой связи не усматриваются обстоятельства, свидетельствующие о том, что выбранный заказчиком способ формирования конкурсной документации и предъявляемые в этой связи требования к оказанию услуг, являющиеся предметом контракта, нарушают положения законодательства о контрактной системе.
Само по себе объединение в рамках одной закупки услуги по опубликованию информации о деятельности Администрации города Тюмени в периодическом печатном издании и услуги по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, опубликованных в печатном издании, никак не свидетельствует о технологической и функциональной несовместимости указанных услуг, что может повлечь ограничение конкуренции между участниками закупки на конкретном товарном рынке.
Довод заявителя относительно различий в условиях осуществления деятельности СМИ в форме периодического печатного издания и СМИ сетевого издания, а именно отличные друга от друга принципы организации работы, расходы, порядок регистрации, Комиссией не может быть принят во внимание, поскольку заявитель в обоснование данного утверждения не представлено никаких объективных и достоверных доказательств, подтвержденных соответствующими документами и каким образом указанные обстоятельства повлияли (или могут повлиять) на конкуренцию при проведении указанной закупки.
В этой связи Комиссия отмечает, что запрет на включение в состав лотов товаров функционально и технологически не связанных предметом торгов имеет значимость для целей квалификации действий государственного ( муниципального) заказчика по части 1 статьи 15 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2008 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), на которые ссылается заявитель. Однако указанные действия заказчика и уполномоченного органа не могут быть предметом рассмотрения настоящей жалобы в силу урегулирования спорных правоотношений специальным законом, которым является Закон о защите конкуренции.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что конкурсная документация открытого конкурса N КО-068/14 противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя жалобы.
В этой связи, Комиссия считает необходимым указать также на следующие обстоятельства.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии регламентирован в главе 6 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.
По своей правовой сути общественный контроль в целом - это упорядоченная деятельность институтов гражданского общества по установлению соответствия нормам законодательства действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных корпораций и учреждений.
Указанная деятельность должна осуществляться с целью обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, а также достижения транспарентности работы органов государственной власти и местного самоуправления, учета общественного мнения, повышения эффективности государства, усиления его ответственности перед обществом и так далее.
В этой связи защита прав (законных интересов) неопределенного круга лиц имеет особый, самостоятельный механизм реализации, который должен быть урегулирован на законодательном уровне применительно к конкретной сфере общественных отношений.
Как следует из буквального и смыслового толкования части 1 статьей 105 Закон о контрактной системе, возможность обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа ( и иных лиц) общественными объединениями, объединениями юридических лиц может быть обусловлено исключительно нарушением прав и законных интересов конкретного участника (ов) закупки, в интересах которых и выступают данные общественные организации при обращении в контрольные органы.
Соответственно, исключается обжалование поименованными в статье 105 Закона о контрактной системе организациями (общественные объединения, объединения юридических лиц) в порядке главы 6 указанного Федерального закона, в том случае, если жалоба не содержит информации об участниках закупки, права и законные интересы могут быть нарушены в связи с участием в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, закон предусматривает ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе рассмотрения дела), что позволяет исключить необоснованные жалобы, способные внести неоправданную дезорганизацию в правоотношения, породить те или иные злоупотребления в сфере закупок. Четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.
Вместе с тем, жалоба ТРОО "Народный контроль" не содержит указания, каким образом оспариваемые действия заказчика и уполномоченного органа ущемляют права и законные интересы данной общественной организации либо иного хозяйствующего субъекта относительно участия в открытом конкурсе N КО-068/14.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу председателя Совета Тюменской региональной общественной организации "Народный контроль" Шемякина А.Ю. на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении открытого конкурса N КО-068/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300000514001807) на оказание услуг по опубликованию в печатном издании, в специальных выпусках печатного издания и размещению в Интернет-версии печатного издания муниципальных правовых актов и иной информации о деятельности Администрации города Тюмени необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 декабря 2014 г. N 406
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2014