Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 декабря 2014 г. N 421
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Врио Руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "УралКомплексСтрой" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - Пешкова Ю.А., Егояна Г.Г, - (по доверенности),
от заказчика: Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления министерства внутренних дел Российской федерации по Тюменской области" (далее также - заказчик, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области") - Токаревой К.А., - (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "УралКомплексСтрой" на действия заказчика: ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области" при проведении электронного аукциона АЭ-235/14 (реестровый номер закупки: 0867100000314000307) на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту газовой котельной расположенной по адресу: Тюменский район, ул. 27 км., Ялуторовского тракта (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 10.12.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 11.12.2014 г. N 960 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, заявитель полагает, что документация о проведении электронного аукциона в нарушение ч.1 ст.31, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не содержит обязательного требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ.
Кроме того, заказчиком необоснованно установлено требование о наличие у участника закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в части пусконаладочных работ общекотельных систем и инженерных коммуникаций, что нарушает требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика возражал против доводов заявителя, указывая, что наличие лицензии ФСБ у участника закупки, заказчиком не установлена, поскольку выполнение работ, являющихся объектом закупки, не связано с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Помимо этого, представитель заказчика пояснил, что требования о наличии у участника закупки СРО в части пусконаладочных работ обще котельных систем и инженерных коммуникаций установлено заказчиком исходя из объекта закупки, в соответствии с п. 24.26 Перечня, утвержденного Приказом Минэконом от 30.12.2009 г. N625, "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
На основании изложенного, считает доводы жалобы необоснованными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области" выступило организатором проведения электронного аукциона АЭ-235/14 (реестровый номер закупки: 0867100000314000307)на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту газовой котельной расположенной по адресу: Тюменский район, ул. 27 км., Ялуторовского тракта.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867100000314000307.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что Заказчик исходя из объекта закупки (помещение МВД) в соответствии с п. 14 раздела 2 перечня утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203, обязан устанавить в аукционной документации о проведении открытого аукциона требование об обязательном наличии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее так же Закон о государственной тайне), что и определено в его преамбуле.
ОтнесениесведенийкгосударственнойтайнеосуществляетсявсоответствиисПе речнемсведений, составляющихгосударственнуютайну, определяемымнастоящимЗаконом, руководителямиоргановгосударственнойвластивсоответствиисПеречнемдолжностн ыхлиц, наделенныхполномочиямипоотнесениюсведенийкгосударственнойтайне, утверждаемымПрезидентомРоссийскойФедерации. Указанныелицанесутперсональнуюответственностьзапринятыеимирешенияоцелесоо бразностиотнесенияконкретныхсведенийкгосударственнойтайне (ст. 1 Закона о государственной тайне).
Таким образом, государственный заказчик обязан, в силу закона, обеспечивать в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну в соответствии со статьями 16, 17 Закона о государственной тайне и Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, а также нести ответственность за организацию производства работ в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами по защите государственной тайны.
Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее также - перечень).
Так согласно (п. 14 раздел 2 Перечня) к таким сведениям, в том числе, отнесены сведения об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства. К органамгосударственнойвласти, наделяемые полномочиямипораспоряжениюданнымисведениями в числе прочих относится Министерство Внутренних дел России.
Государственные учреждения системы Министерства Внутренних дел Российской Федерации является государственной организацией, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне. ФКУ является структурным подразделением УМВД России по Тюменской области.
Как следует материалов дела, а также пояснений заказчика, озвученных его представителем в заседании Комиссии, для оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту газовой котельной, являющихся предметом контракта, не требуется использовать или применять сведения, составляющие государственную тайну, как и не предусмотрено ознакомление исполнителя со сведениями об использовании инфраструктуры Российской Федерации, составляющими государственную тайну.
В свою очередь, заявителем не представлено доказательств того, что при выполнении работ, являющихся объектом закупки, будут использоваться сведения составляющие государственную тайну относящихся к сведениям об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 84 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган вправе размещать закупку путем проведения закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса закрытого аукциона исключительно в случае осуществления закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо впроекте контракта, и в случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств, закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Анализ данного положения закона позволяет сделать вывод, что обязательное наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ у участника аукциона требуется в том случае, если проводится закрытый аукцион, а закрытый аукцион может проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте контракта.
Однако ни аукционная документация, ни проект контракта не содержат сведений, которые составляют государственную тайну.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о правомерности действия заказчика в части не установления требования об обязательном наличии действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ.
Довод заявителя о принадлежности объектов, являющимися предметом закупки к режимным объектам для выполнения работы на территории которых обязательна лицензия ФСБ, Комиссия Тюменского УФАС России считает не состоятельным, в виду следующего.
Статьей 27 Федерального закона РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию: проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, создание средств защиты информации, а также осуществление мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждённый Указам Президента РФ от 30.11.1995 г. N 1203 (далее Перечень от 30.11.1995 N 1203), содержит наименование федеральных органов исполнительной власти (далее-государственный органа) наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. Так, каждый государственный орган наделяется полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, определенной положением государственного органа, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.
Вместе с тем, данный Перечень от 30.11.1995 N 1203 не раскрывает понятия "государственной тайны", конкретизация сведений, отнесенных к государственной тайне содержится в регламентных документах государственных органов.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что Приказом УМВД России по Тюменской области от 11.03.2012 г. N 015 утвержден перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, Приказом N 11Дсп утвержден пропускной режим в административные здания УМВД России по Тюменской области.
Таким образом, оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту газовых котельных в административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией не относятся к сведениям, составляющих государственную тайну, и не подлежит лицензированию, заказчик, руководствуясь приказом от 11.03.2012 N 015 самостоятельно определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Как следует из материалов дела, в п. 4.1, раздел 2.4 информационной карты аукционной документации заказчик установил требование о наличие у участника размещения заказа, выданного саморегулируемой организацией копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в части пусконаладочных работ общекотельных систем и инженерных коммуникаций.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской федерации (далее также - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. зарегистрирован приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утверждающий перечень указанных видов работ (далее также - Перечень).
Работы по пусконаладкеобщекотельных систем и инженерных коммуникаций относятся к работам по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пп. 24.26 перечня).
Вместе с тем в пункте 2 указанного Перечня, установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство.
Предметом контракта не является объект капитального строительство, в связи с чем, для выполнения работ указанных в пп. 24.26 Перечня, предусмотренных техническим заданием аукционной документации наличие свидетельства СРО не требуется.
Таким образом, заказчик в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требования к участникам закупки о наличии у них допуска СРО с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как, установлено в заседании Комиссии ООО "УралКомплексСтрой" обладает свидетельством СРО с допуском к определенному виду работ, в том числе работ по пусконаладкеобщекотельных систем и инженерных коммуникаций.
В свою очередь, заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ООО "УралКомплексСтрой" непреодолимых препятствий в возможности участия в электронном аукционеNАЭ-234/14 в связи с указанными требованиями заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УралКомплексСтрой" на действия заказчика: ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области" при проведении электронного аукциона NАЭ-235/14 (реестровый номер закупки: 0867100000314000307) на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту газовой котельной расположенной по адресу: Тюменский район, ул. 27 км., Ялуторовского тракта обоснованной.
2. Признать ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области" нарушившимч. 1, ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона NАЭ-235/14 (реестровый номер закупки: 0867100000314000307).
3. Выдать ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены внесения изменений в документацию о проведении открытого электронного аукциона и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д.Верзун
Н.В. Логинова
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 декабря 2014 г. N 421
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2014