Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 декабря 2014 г. N 428
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместитель руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: ООО "ТюменьОблСтройПроект-СК" (далее также - заказчик) - Березовского А.В., - (по доверенности),
от заказчика: администрации Ярковского муниципального района (далее также -заказчик) не явился о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТюменьОблстройПроект-СК" на действия заказчика: Администрации Ярковского муниципального района по Тюменской области" при проведении электронного аукциона АЭ-0052/14 (реестровый номер закупки 0167300026714000065) на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 12.12.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 16.12.2014 г. N 971 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ООО "ТюменьОблстройПроект-СК" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, который, во-первых, указал в техническом задании противоречивые требования к товарам, не позволяющие определить потребности заказчика, во вторых в ответ на направленные запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе заказчиком размещены разъяснения, не раскрывающие ответа на поставленный вопрос, кроме того, в разъяснениях от 08.12.2014, размещенных заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены разъяснения, изменяющие требования к товару,
В заседание Комиссии заказчиком предоставлены материалы, копии документов проводимого электронного аукциона, а также письменные пояснения по обстоятельствам изложенным в жалобе заявителя (письмо N 3521от18.12.2014).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Ярковского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300026714000065) на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru 31.10.2014 с реестровым номером закупки 0167300026714000065.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч.1, 2 ст. 65 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 ФЗ N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ч.4 ст.65 ФЗ N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснение положений аукционной документации не должно изменять ее суть.
Согласно ч 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Согласно ч 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Изучив материалы дела, в том числе запросы на разъяснение положений документации, Комиссия Тюменского УФАС установила, что запросы заявителя содержат просьбу об исключении требований необходимого товара, либо о внесении изменений в документацию о проведении электронного аукциона.
Комиссией Тюменского УФАС России, установлено, что заказчик в установленный законом срок размещал разъяснения на каждый поданный запрос, в том числе на запросы заявителя.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России, считает довод заявителя о нарушении заказчиком ст. 65 Закона о контрактной системе, несостоятельным.
Согласно документации об электронном аукционе (реестровый номер 0167300026714000065) объектом закупки (предмет контракта) является выполнение работ по капитальному ремонту здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района.
Требования к товарам были установлены заказчиком в Приложении N 1 "Сведения о качественных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ" к документации об электронном аукционе (далее - Приложение N 1), в котором в табличной форме, в частности, указаны наименование, характеристики товаров и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.
При этом в разделе 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе заказчиком были установлены требования к содержанию, составу первой части заявки в соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 указанной статьи установлено, что при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Соответственно при описании объекта закупки заказчик в соответствии со своей потребностью устанавливает требования к необходимому товару, услугам или работам объектом закупки которой они являются.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно представленным материалам дела, в аукционной документации в разделе 3.2.1 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" установлено следующее: "Первая часть заявки должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги....".
Вместе с тем, в инструкции по заполнению первой заявки на участие в электронном аукционе, раздел 3.2.2, продублированы положения ст. 66 Закона о контрактной системе, а так же установлено: "если показатели эквивалентности указаны как "не менее, не более, от и до и.т.д", участнику следует указать конкретные показатели. В случае если показатели эквивалентности указаны как диапазонные значения, участнику закупки следует указать значения в диапазоне".
В приложении N 1 к аукционной документации заказчиком установлены требования к товарам, необходимых при выполнении работ, в числе прочих Кирпича строительного:
Кирпич строительный полнотелый полуторный. Физико-механические показатели кирпича должны находиться в границах заданных требованиями и нормами, указанными в ГОСТ 530-2012. По фактуре поверхности (ложковой, тычковой) изделия могут быть гладкими или рифлеными. Длина в пределах 250 мм (допустимое отклонение одного изделия не должно превышать Ширина в пределах 120 мм (допустимое отклонение одного изделия не должно превышать Толщина в пределах 88 мм (допустимое отклонение одного изделия не должно превышать Вес в пределах 3,70- 4,10 кг. Марка по прочности более М125. Марка по морозостойкости более F50. Класс средней плотности изделия <2,00. Коэффициент теплопроводности Водопоглощение: 9-11%. Радиационное качество удельной эффективной активности естественных радионуклидов Aэфф.м меньше 370 (Бк/кг). |
Изучив установленные заказчиком характеристики необходимого товара, Комиссия Тюменского УФАС России, установила, что при учете всех требуемых характеристик данного товара (по высоте, ширине, класса плотности, отсутствие пустот в кирпиче) исходный максимальный вес кирпича не будет превышать 3, 696 кг, однако заказчиком установлено требование к весу данного товара от 3,70 кг.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые требования к товару используемого при выполнении работ, что нарушает требование ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании выше изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы о наличии противоречий, установленных характеристик товара используемого при выполнении работ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что указанная выше спецификация к документации об электронной аукционе содержит сноску в которой указано: "Все представленные требования к материалам составлены исходя из объективной потребности Заказчика. Если какие-либо значения являются более высокими по своим качественным характеристикам по сравнению с указанными в государственных стандартах или иных нормативных актах, данные значения следует считать рекомендуемыми, но допускается указание в составе заявки значений, допускаемых относимым к конкретному товару государственным стандартом".
Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требования к закупаемым товарам (услугам, работам) исходя из своих потребностей , при этом документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Однако, в рассматриваемом случае, заказчик при описании объекта закупки не сформулировал надлежащим образом предъявляемые требования к товарам, использование которых предполагается при выполнении работ, а также не обозначил в аукционной документации свою потребность в товарах с характеристиками, являющихся значимыми для заказчика. В свою очередь, формулировка в аукционной документации, допускающая неоднозначное толкование ее условий, в частности, касающихся характеристик товаров, используемых при выполнении работ, а также "рекомендательный характер" тех или иных значений характеристик товаров, свидетельствует о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТюменьОблстройПроект-СК" на действия заказчика: Администрации Ярковского муниципального района по Тюменской области при проведении электронного аукциона АЭ-0052/14 (реестровый номер закупки 0167300026714000065) на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района обоснованной.
2. Признать Администрацию Ярковского муниципального района по Тюменской области нарушившей ст. 33 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона NАЭ-235/14 (реестровый номер закупки: 0167300026714000065).
3. Выдать Администрации Ярковского муниципального района по Тюменской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов проводимого аукциона, продлению сроков подачи заявок, внесения изменений в аукционную документацию и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 декабря 2014 г. N 428
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2014