Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 ноября 2014 г. N 370
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Перспектива строительства" на действия администрации Ярковского муниципального района при проведении электронного аукциона N АЭ-0052/14 (реестровый номер закупки: 0167300026714000065) на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 21.11.2014 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. ст.105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 24.11.2014 N 888 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-0052/14 (N 0167300026714000065).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Как следует из жалобы, заказчиком неправомерно объединены в рамках одной закупкиработы , технологически и функционально не связанные между собой, а именно общестроительные работы и специальный вид работ - монтаж пожарной сигнализации, что по мнению заявителя ограничивает конкуренцию при проведении данного электронного аукциона и нарушает положения статьи 17 Закона о защите конкуренции и п.2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчиком при описании характеристик товаров, используемых при выполнении работ, в частности, автоматического выключателя "IEK" указано на необходимость его соответствия конкретным Техническим условиям (ТУ), то есть конкретного производителя, что недопустимо исходя из положений ч.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Как следует из пояснений заказчика (возражения от 02.10.2014 г. N 118), представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, документация об электронном аукционе N АЭ-042/2014 не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Исследовав материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела, администрация Ярковского муниципального района Тюменской области, выступила организатором проведения электронного аукциона электронного аукциона АЭ-0052/14 (реестровый номер закупки: 0167300026714000065) на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района с начальной (максимальной) ценой контракта 37 818 531,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 31.10.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300026714000065.
В п. 4.1 разделе 4 документации об аукционе АЭ-0052/14, поименованном как "Требования к участникам электронного аукциона" указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, с представлением копий соответствующих документов, если представление таких документов требования предусмотрены техническим заданием документации об электронном аукционе.
В этой связи, в. 32 раздела 2 Технического задания аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В п.33 перечислены виды работ, к производству которых у соискателя должны быть допуски, а именно работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): жилищно-гражданское строительство.
Вместе с тем, заказчиком в документации об аукционе, кроме строительных работ предусмотрены работы по монтажу пожарной сигнализации, которые в силу статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" являются видами работ, подлежащими отдельному лицензированию.
Так, локальным сметным расчетом N 01/02-2014 п. 407 предусмотрена установка кранов пожарных диаметром 50 мм, п. 408 прокладка трубопроводов водоснабжения из стальных водогазопроводных оцинкованных труб диаметром: 65 мм (100-м. трубопровода), п. 414 кранов пожарных ПКБ в количестве 6 шт.
Указанные выше виды работ также продублированы в разделе 30 (Монтаж пожарной сигнализации) Приложения N 2 к муниципальному контракту.
В этой связи, заказчиком в п. 4.1 разделе 4 документации об аукционе АЭ-0052/14 установлено требование о наличии у участника закупки лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
При этом, требование о наличии лицензии является не только требованием к участнику аукциона, но и требование к выполняемым работам, в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.
Таким образом, предмет осуществляемой закупки, согласно аукционной документации, включает в себя выполнение работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, следовательно, заказчик, руководствуясь императивными нормами действующего законодательства, обязан был установить требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии МЧС.
Комиссией не усматриваются обстоятельства, свидетельствующие о том, что выбранный заказчиком способ формирования документации и предъявляемые в этой связи требования о наличии двух разрешительных документов (свидетельства СРО и лицензии МЧС), нарушают положения законодательства о контрактной системе, поскольку такая обязанность для заказчика напрямую вытекает из требований п.1 ч. 1 ст. 31, п.6 части 5 статьи 63, ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В этой связи Комиссия отмечает, что запрет на включение в состав лотов товаров функционально и технологически не связанных предметом торгов имеет значимость для целей квалификации действий государственного ( муниципального) заказчика по части 1 статьи 15 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2008 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), на которые ссылается заявитель. Однако указанные действия заказчика не могут быть предметом рассмотрения настоящей жалобы в силу урегулирования спорных правоотношений специальным законом, которым является Закон о защите конкуренции.
При этом, Комиссия учитывает, что установленное гражданским законодательством право участника закупки как генерального подрядчика привлечь для выполнения работ по контракту субподрядные организации, не предполагает возможности допуска такого участника закупки для участия в аукционе в случае его несоответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (предметом аукциона).
Кроме того, привлечение субподрядчиков, имеющих действующие лицензии МЧС, является правом генерального подрядчика, а не обязанностью и не позволяет выполнить обязательное требование, установленное именно к участнику закупки.
В данном случае, законодательное ограничение числа участников закупки соответствует принципам обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок и обусловлено установлением единых требований к участникам закупки.
В этой связи Комиссия считает необходимым сослаться на правовую позицию Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной им при рассмотрении конкретного дела (Постановление Президиума ВАС РФ от 29 января 2013 г. N 11604/12 по делу N А40-123181/11) о том, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) Таким образом, заказчик, установив требования о наличии лицензий по лицензируемым видам работ, действовал в соответствии с Законом о размещении заказов и другими законами, негативное влияние на конкуренцию таких требований в данном случае не обосновано и не доказано".
В части довода Заявителя относительно указания Заказчиком при описании характеристик товаров, используемых при выполнении работ на Технические условия (ТУ) конкретного производителя товара, Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из приведенной нормы в случае, если документация об аукционе содержит указание на товарные знаки к материалам, оборудованию, сопровождающиеся словами "или эквивалент", заказчик обязан установить показатели, технические характеристики и другие параметры в целях определения эквивалентности в отношении каждого товара или оборудования, используемого при выполнении работ.
Согласно п.23 Приложения N 2 аукционной документации, (Сведения о качественных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ) содержится следующее описание необходимого заказчику товара:
Выключатели автоматические "IЕК" ВА47-29-М 1P 25А,
характеристика С
или эквивалент
автоматические выключатели ВА47-29 предназначеные для защиты распределительных и групповых цепей, имеющих различную нагрузку.
Должны соответствовать стандартам ГОСТ Р 50345-99, ТУ 2000 АГИЕ.641.235.003.
Характеристики срабатывания электромагнитного расцепителя C.
Условия эксплуатации УХЛ4.
Степень защиты выключателя IP 20.
Электрическая износостойкость, циклов В-О, не менее 6000.
Механическая износостойкость, циклов В-О, не менее 20000.
Как установлено Комиссией, производителем выключателей "IЕК" ВА47-29-М 1P 25А, указание на которые содержится в п.23 Приложения N 2 аукционной документации, является Группа компаний IEK (Россия), специализирующаяся на производстве и реализации электротехнического оборудования на территории Российской Федерации и за ее пределами под торговой маркой (знаком) IEKR
При этом, в указанной позиции обозначение товарного знака сопровождается словами "или эквивалент", а также отражены показатели, технические характеристики и иные параметры в целях определения эквивалентности товара, используемого при выполнении работ, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Однако, из жалобы ООО "Перспектива Строительства" никак не следует, что указание заказчиком при предъявлении требований к товару на его соответствие определенным Техническим условиям (ТУ), нарушает права заявителя как участника электронного аукциона и что указанное обстоятельство каким-либо образом создает для него непреодолимые препятствия в возможности подачи заявки на участие в аукционе.
Кроме того, технические условия ТУ 2000 АГИЕ.641.235.003 представляют собой четко регламентированные условия применительно к производству конкретной группы товаров (в данном случае электрических выключателей), при этом к данным ТУ имеется свободный доступ в сети Интернет, с которыми может ознакомиться любой потенциальный участник закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, документация электронного аукциона N АЭ-0052/14 (N 0167300026714000065) противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения конкуренции со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Перспектива строительства" на действия администрации Ярковского муниципального района при проведении электронного аукциона N АЭ-0052/14 (N 0167300026714000065) на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МАДОУ Центр развития ребенка "Солнышко" Ярковского муниципального района необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 ноября 2014 г. N 370
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2014