Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 декабря 2014 г. N 424
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Врио руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Эффективные технологии" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - Рошка М.В., генеральный директор,
от заказчика: ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Тюменской области" (далее также - заказчик) - Токарева К.А., по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Эффективные технологии" на действия заказчика: ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Тюменской области" при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0867100000314000304) на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 11.12.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 15.12.2014 г. N 969 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе документация об аукционе, не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Так, по мнению заявителя в аукционной документации заказчика на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией, необоснованно установлен запрет и ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Также заявитель указывает, что заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, согласно Извещению о проведении электронного аукциона преимущества, предоставляемые для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не установлены, а аукционная документация содержит информацию, что в составе второй части заявки на участие в аукционе участник такого аукциона для получения преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, должен предоставить документы или их копии, что по мнению заявителя является незаконным.
Также, заявитель считает, что в проекте контракта в нарушение Закона о контрактной системе отсутствует условие об антидемпинговых мерах.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 18.12.2014 г. N б/н) согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-232/14 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Тюменской области" выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-232/14 (реестровый номер закупки 0867100000314000304) на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867100000314000304.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части довода заявителя, об установлении запрета и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Так, Разделом 3 аукционной документации N АЭ-232/14 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства.
В соответствии с требованиями части 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной систем Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-232/14 объектом закупки является оказание услуг по уборке комплекса административных зданий, при этом данный вид услуги не входит в перечень товаров, на которые установлены ограничения по допуску.
Таким образом, Комиссия признает обоснованным довод заявителя в указанной части, а действия заказчика при установлении запрета и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
В части довода заявителя о том, что заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно п.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Данная правовая норма подтверждается требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, гласящего, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной систем, указывается, в том числе предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-232/14 установлено, что исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками аукциона содержится в аукционной документации.
Так, аукционная документация содержит Раздел 7 Главы 1 "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участником аукциона в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе".
Вместе с тем Комиссией установлено, что Раздел 7 Главы 1 аукционной документации не содержит перечень документов, которые должны быть предоставлены участником электронного аукциона в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия признает обоснованным довод заявителя в указанной части, так как отсутствие информации об установленных требованиях (в соответствии с ч.1.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе), а так же не указание данных требований в Извещении и аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение, относительно документов, предоставляемых на участие в аукционе.
Комиссия считает обоснованным довод заявителя о не установлении требования к содержанию первой части заявки.
Разделом 3.2.1 Главы 2 аукционной документации установлены требования к содержанию первой части заявки на участия в электронном аукционе.
Так, первая часть заявки должна содержать следующую информацию: "согласие участника аукциона на поставку товара_", "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе_"
Согласно пункту 3 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-232/14 объектом закупки является оказание услуг по уборке комплекса административных зданий.
Частью 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать либо согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией, либо конкретные показатели используемого товара.
Согласно техническому заданию (приложение N 6 к аукционной документации) услуги по уборке и уходу по своему содержанию и качеству должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги по уборке зданий и сооружений", а также действующим технологическим документам на услуги конкретного вида. Все моющие средства (подлежащие сертификации) должны быть сертифицированы. Все используемые химические, дезинфицирующие, ароматические средства не должны вызывать аллергии, не должны иметь резкого запаха.
Комиссией в ходе проведенной внеплановой проверки установлено, что аукционная документация не содержит ни максимальные, ни минимальные показатели (позволяющие определить соответствие используемого товара), поэтому участнику закупки достаточно выразить согласие в первой части заявки на использование товара при оказании услуг, при этом в аукционной документации отсутствует это условие.
В части довода заявителя о неправомерности требования заказчика предоставления документов о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Разделом 3.2.3 Главы 2 аукционной документации установлены требования к содержанию второй части заявки на участия в электронном аукционе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе и документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (п. 5 Раздела 3.2.3).
Вместе с тем, согласно п. 22 Извещения о проведении электронного аукциона преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям не устанавливаются.
Статья 30 Закона о контрактной системе определяет участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
При установлении преимущества для вышеуказанных субъектов в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия признает состоятельным довод заявителя в указанной части, так как, противоречие Извещения и аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение, относительно документов, предоставляемых на участие в аукционе.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России находит несостоятельным довод заявителя об отсутствии в проекте контракта условия об антидемпинговых мерах.
Согласно п.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Статья 34 Закона о контрактной системе содержит перечень обязательных условий, которые включаются в контракт, при этом антидемпинговые меры к ним не относятся.
Так, антидемпинговые меры применяются до заключения контракта.
Вместе с тем, условия о применении антидемпинговых мер включены в аукционную документацию и применяются если участником аукциона предложена цена контракта, которая на 25 процентов и более ниже начальной (максимальной) цены.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эффективные технологии" на действия заказчика: ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Тюменской области" при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0867100000314000304) на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией обоснованной.
2. Признать заказчика: ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Тюменской области" нарушившим ст. 64
Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0867100000314000304).
3. Выдать ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Тюменской области" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ст. 64 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию, продлению сроков подачи заявок и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 декабря 2014 г. N 424
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2014