Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2014 г. N 44-2455/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 27535 от 28.11.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 1711.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200112814000019.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся:
- в установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе;
- в необъективном описании объекта закупки;
- в установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок сведений, не предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных видов товаров работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Заказчиком в пп. 2 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям:
"2. Участник должен соответствовать следующим дополнительным требованиям (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
2.1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2.2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов в следующем объеме, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта:
1)холодильные камеры для раздельного хранения разных видов продуктов питания совокупным объемом хранения - не менее 750 м3;
2) собственный или арендованный автотранспорт, предназначенный для перевозки продуктов питания - не менее 10 шт.;
3) собственные или арендованные склады площадью не менее 300 м2.".
Заказчиком не представлено обоснования необходимости установления данных требований в указанном объеме к оборудованию (объему холодильных камер, количеству автомобилей) для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе (п. 2 дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных видов товаров работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), выразившееся в установлении Заказчиком предквалификационных требований с нарушением требований законодательства о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 указанного закона требования к содержанию заявки на участие в открытом аукционе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 данной статьи документов и информации, не допускается.
Подпунктом "д" п. 27 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, деловая репутация участника закупки.
Для оценки заявок заказчиком применяется бальная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Законом, Порядком оценки заявок, установленном Правительством Российской Федерации и частью I конкурсной документации.
В конкурсной документации применяются следующие термины: "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены; "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, выраженный в процентах; "коэффициент значимости критерия оценки" - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, деленный на 100; "рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки
Сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Для оценки заявок участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:
п/н критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия,% |
1. |
Цена контракта |
70 |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
30 |
Оценка заявок по критерию "Цена контракта".
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если, , где: - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если , , где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по критерию оценки баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному критерию значимость.
Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.
Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Для получения рейтинга заявки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Дробное значение рейтинга заявки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель "Качество товара (работы, услуги)", раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию.
Коэффициент значимости показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" равен 1.
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки (), определяется по формуле:, где - коэффициент значимости показателя, - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", определяется согласно представленному участником закупки предложению, в отношении технологии контроля качества продукции, являющейся объектом закупки, по форме "Технология контроля качества товаров" Приложения N 4 части II (специальной части) настоящей документации.
В рамках показателя "Качество товара (работы, услуги)" оценивается предложение участника конкурса в отношении технологии контроля качества продукции, являющейся объектом закупки.
Для оценки по нестоимостному критерию заказчик применяет критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Однако, максимальное количество баллов по данному критерию возможно получить только при соответствии показателю "описание технологии контроля качества продукции". Описание вышеназванного показателя отсутствует как в постановлении от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так и в документации Заказчика. При отсутствии объективной возможности ознакомления с методикой "описания технологии контроля качества продукции", вышеназванный показатель чрезмерно субъективен.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя о необъективном описании объекта закупки не нашли своего подтверждения.
Таким образом, жалоба является частично обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам конкурса с нарушением требований законодательства о контрактной системе и об установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок сведений, не предусмотренных законодательством о контрактной системе .
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 32, 51, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аврора" частично обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам конкурса с нарушением требований законодательства о контрактной системе и об установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок документов и сведений, не предусмотренных законодательством.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2014 г. N 44-2455/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2014