Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2014 г. N 44-2419/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27673 от 01.12.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на оказание автотранспортных услуг (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 17.11.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100025914000019.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 030 000 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся:
- в установлении требования о предоставлении участниками закупки лицензии о допуске к государственной тайне;
- в размещении на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней;
- в неправильном выборе способа размещения закупки.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе одним из единых требований, устанавливаемых Заказчикам к участникам закупки, является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из документации, требование о наличии у Исполнителя лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на оказание услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено в связи с режимностью объектов Заказчика.
Согласно Уставу Учреждения основными видами деятельности Учреждения являются:
- материально-техническое обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, федеральных органов государственной власти, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и социально-бытовое обслуживание должностных лиц указанных органов;
- организация и проведение работ по размещению на объектах, закрепленных за Учреждением, в соответствии с распорядительными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральных органов государственной власти, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава;
- предоставление услуг по обслуживанию и проведению совещаний, конференций, общественно-политических и культурно-массовых мероприятий, проводимых указанными в пункте 2.1 настоящего Устава федеральными органами власти, в соответствии с заданием, утвержденным Управлением делами;
- осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, обеспечение режима охраны, пожарной безопасности и готовности Учреждения для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" к объектам государственной охраны относятся: Президент Российской Федерации, определенные данным Законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 названного Закона государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в числе которых Председатель Правительства Российской Федерации; Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
В оперативном управлении Учреждения находятся здания Конституционного Суда Российской Федерации, Государственной гостевой резиденции К-4, Дома приемов высших органов государственной власти "Каменный остров", являющиеся местами постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны, поэтому относятся к категории особо охраняемых режимных объектов.
На объектах Государственной гостевой резиденции К-4, Дома приемов высших органов государственной власти "Каменный остров" регулярно проводятся мероприятия с участием представителей указанных выше органов государственной власти.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 11 Положения о ФСО России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.08.2004 N 1013, ФСО России организует по согласованию с федеральными органами государственной власти, а также с заинтересованными организациями пропускной режим на охраняемых объектах и осуществляет в установленном порядке пропуск на эти объекты лиц, транспорта и грузов, оформление и выдачу пропусков в охраняемые зоны, здания, помещения и на отдельные мероприятия с участием объектов государственной охраны.
Закупаемые Учреждение автотранспортные услуги предусматривают подачу автотранспорта на указанные объекты, о режимности которых указано в документации.
Кроме того, автотранспортные услуги оказываются для должностных лиц Учреждения, имеющих допуск к государственной тайне, в связи с чем оказание указанных услуг будет также связано с возможностью доступа к информации, которая может составлять государственную тайну.
Учитывая изложенное, требование о предоставлении копии лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено Заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определен Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В определении ВАС от 23 апреля 2014 г. N ВАС-4741/14 указано, что информация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятие такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что аукционная документация Заказчика размещена на официальном сайте в формате PDF, который защищен от копирования текста.
Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, выразившиеся в размещении на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:
1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Согласно указанной норме закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
В данном случае документация об электронном аукционе на оказание автотранспортных услуг не содержит сведений о товарах, работах, услугах, сведения о которых составляют государственную тайну.
Таким образом, жалоба является частично обоснованной в части размещения на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
Вместе с тем выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем оснований для выдачи предписания о его устранении не усматривается.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 31, 84, 99, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Макратэк" частично обоснованной в части доводов о размещении заказчиком на официальном сайте в сети Интернет документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 112, Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2014 г. N 44-2419/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2014