Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 декабря 2014 г. N 44-2565/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ГБДОУ Центр образования N 167 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
ООО "Эра-Трейд" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 28350 от 05.12.2014) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для воспитанников ГБОУ Центра образования N 167 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.11.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200095114000051. Начальная (максимальная) цена контракта 2 426 952,80 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
При этом согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе информация, указанная в извещении о проведении конкурса, должна также быть указана в конкурсной документации.
В извещении о проведении конкурса указано, что "Дата окончания срока подачи заявок 16 декабря 2014 года до 10.00"
В п. 3 ч. 8 специальной части конкурсной документации указано, что "дата окончания срока подачи заявок 16 декабря 2014 года до 15.00".
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В п. 2 ч. 9 специальной части конкурсной документации указана дата окончания срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации установлена на 16.12.2014.
При этом дата окончания подачи заявок: 16.12.2014.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Соответственно, датой окончания срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации должна быть: 10.12.2014.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 50 и ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
3. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.
Объектом закупки является поставка продуктов питания.
В п. 8 ч. 7 специальной части конкурсной документации установлено, что заявка должна содержать сведения, содержащие предложения участника в отношении объекта закупки в соответствии с п. 6 технического задания по форме приложений N 3 к специальной части.
При этом в п. 6 технического задания заказчиком установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а не описание объекта закупки. В приложении N 3 к специальной части установлена форма "Предлагаемый к поставке товар". Данная форма не предусматривает указание участниками закупки цены единицы товара. Вместе с тем конкурсная документация не содержит требований заказчика в отношении описания объекта закупки, а также инструкции по заполнению указанной формы.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
4. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Анализ проекта контракта показал, отсутствие требований, установленных в ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик допустил нарушение ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе ненадлежащее установив размеры неустоек в виде штрафа и пени.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
5. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В п. 10 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Анализ ч. 11.2 "Оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки" специальной части конкурсной документации показал, что по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" заказчиком не установлена шкала оценки, предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение характеристик, а также формула расчета.
Представитель заказчика пояснил, что данный показатель включен в конкурсную документацию ошибочно, в связи с чем и отсутствует предусмотренная п. 11 Правил информация.
Таким образом, заказчик допустил нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе ненадлежащее установив размеры неустоек в виде штрафа и пени.
6. В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчик в п. 1.7 ч. 4 специальной части конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника".
Учитывая изложенное, заказчик не установил требование к физическим лицам - возможным участникам закупки. Установленное заказчиком требование утратило силу 01.01.2014 (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 369-ФЗ).
Таким образом, заказчик допустил нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе ненадлежащее установив размеры неустоек в виде штрафа и пени.
Остальные доводы жалобы также не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Следовательно, жалоба является частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 32, 34, 49, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эра-Трейд" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 8 ст. 32, ч. 4 ст. 34, п. 6 ч. 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 8 ч. 1 ст. 50 и ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 декабря 2014 г. N 44-2565/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2014