Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 декабря 2014 г. N 44-2578-14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС):
в присутствии представителя:
СПб ГБУЗ "Детская городская больница N 2 святой Марии Магдалины" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Агросервер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28872 от 10.12.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 2 святой Марии Магдалины" на период с 01.07.2015 года по 31.12.2015 г. (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 21.11.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200167014000022. Начальная (максимальная) цена контракта 3 949 722.00 руб.
В жалобе ООО "Агросервер" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
1. Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Анализ извещения о проведении конкурса показал, что Заказчик опубликовал на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении конкурса 21.11.2014 15:17, датой окончания срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации согласно конкурсной документации установлено на 05.12.2014 г., датой и временем окончания подачи конкурсных заявок установлено 12.12.2014 11:00.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 193 ГК, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
А также согласно ч. 1 ст. 194 ГК, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Таким образом, Заказчиком установлены сроки дачи разъяснений в нарушение требований Закона о контрактной системе, в чем усматривается нарушение ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, следовательно данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Анализ аукционной документации показал, что в части IV. "Проект договора" Заказчиком не установлен конкретный срок оплаты товара.
Таким образом, Заказчиком не установлено обязательное условие о сроках оплаты товара в нарушение требований Закона о контрактной системе, в чем усматривается нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, следовательно данный довод жалобы также является обоснованным.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть исключительно три показателя:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В разделе 11 конкурсной документации "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критериям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" при значимости критерия 25% и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" при значимости критерия 5%.
Для получения рейтинга заявки по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
Дробное значение рейтинга заявки округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается следующий показатель "Деловая репутация участника закупки", раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию.
Коэффициент значимости показателя "Деловая репутация участника закупки" равен 1.
В рамках показателя "Деловая репутация участника закупки" оценивается количество положительных отзывов заказчиков по исполненным контрактам (договорам) по аналогичным закупкам.
Для получения рейтинга заявки по показателю "Деловая репутация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному показателю, умножается на коэффициент значимости показателя "Деловая репутация участника закупки". Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Показатель "Деловая репутация участника закупки" по i-й заявке определяется, исходя из заявленных i-м участником сведений о количестве положительных отзывов заказчиков по исполненным договорам по аналогичным закупкам.
Под аналогичной закупкой в целях расчета баллов по показателю "Деловая репутация участника закупки" в настоящей конкурсной документации понимается поставка продуктов питания или организация питания для государственного или муниципального учреждения здравоохранения, со стоимостью поставки не менее 100 процентов от начальной (максимальной) цены закупки по настоящей конкурсной документации.
Для подтверждения деловой репутации участник заполняет форму "Деловая репутация участника конкурса". Сведения, указанные в форме "Деловая репутация участника конкурса" должны подтверждаться копиями отзывов от государственных или муниципальных учреждений здравоохранения за надлежащее исполнение контракта (договора) по поставке продуктов питания или по организации питания за 2013 год.
Сведения, содержащиеся в отзыве, должны в обязательном порядке подтверждаться, входящими в состав заявки участника конкурса, копиями следующих документов: надлежаще исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями и всех оформленных актов поставки товара к нему. В целях начисления баллов по показателю оцениваются исключительно положительные отзывы, полученные по итогу надлежащего исполнения контрактов (договоров), которые исполнены и оплачены получателями услуг в 2013 году.
Положительные отзывы на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по настоящему показателю учитываться не будут.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, оплачены получателем услуг, в рамках исполнения по которому отсутствуют судебные решения, вынесенные не в пользу участника.
Отсутствие документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию.
Количество баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", определяется в соответствии со следующей шкалой оценки: 1) отсутствие описания системы контроля качества поставляемого товара и иных свойств объекта закупки - 0 баллов, 2) наличие описания системы контроля качества поставляемого товара и иных свойств объекта закупки без учета специфики предмета контракта - 10 баллов, 3) наличие описания системы контроля качества поставляемого товара и иных свойств объекта закупки с учетом специфики предмета контракта - 100 баллов.
Непредставление предложений участника в отношении технологии контроля качества продукции, являющейся объектом закупки, трактуется как "отсутствие описания системы контроля качества поставляемого товара и иных свойств объекта закупки". Представление предложения участника в отношении технологии контроля качества продукции, являющейся объектом закупки признается "описанием системы контроля качества поставляемого товара и иных свойств объекта закупки без учета специфики предмета контракта" в случае, если в таком предложении участника содержится описание системы контроля качества не по каждой номенклатурной позиции объекта закупки, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации и без учета описания системы контроля качества поставляемой продукции при приемке-передаче продукции от поставщика заказчику. Представление предложения участника в отношении технологии контроля качества продукции, являющейся объектом закупки признается "описанием системы контроля качества поставляемого товара и иных свойств объекта закупки с учетом специфики предмета контракта" в случае, если в таком предложении участника содержится описание системы контроля качества по каждой номенклатурной позиции объекта закупки, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к части III "Техническое задание" настоящей конкурсной документации, с описанием системы контроля качества поставляемой продукции при приемке-передаче продукции от поставщика заказчику.
Показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", выраженные в наличии у участника закупки системы контроля качества характеризуют не предложения участников в отношении объекта закупки, а свидетельствуют о наличии у них (участников) определённых мощностей, систем качества, то есть относятся к участникам, а не к объекту закупки, и, как следствие не могут являться показателями критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и п. 25 Правил, выразившееся в установлении показателей критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не в соответствии с законодательством о закупках, следовательно данный довод жалобы также является обоснованным.
4. Довод жалобы о нарушении требований к содержанию проекта государственного контракта в части привлечения субподрядных организаций не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 34, 50, 51, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Правилами
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агросервер" частично обоснованной в части доводов о неверно установленных сроках дачи разъяснений участникам закупки и доводов об установлении критериев оценки заявок на участие в конкурсе не в соответствии с законодательством о закупках, а также в нарушении требований к содержанию проекта государственного контракта в части сроков оплаты товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 13 ст. 34, ч. 8 ст. 32 (п. 25 Правил) и ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 декабря 2014 г. N 44-2578-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2014