Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2014 г. N 44-2739/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 27 комбинированного вида Красногвардейского района (далее - Заказчик):
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Андромеда" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 29436 от 16.12.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в государственных образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания, подведомственных администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2015 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 26.11.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002514000287. Начальная (максимальная) цена контракта 428 849 231,44 руб.
В жалобе ООО "Андромеда" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя в:
- неустановлении в конкурсной документации порядка возврата заявок на участие в открытом конкурсе;
- нарушении сроков окончания предоставления участникам конкурса с ограниченным участием разъяснений положений документации;
- неверно установленных требованиях к участникам закупки;
- в установлении Заказчиком избыточных предквалификационных требований к участникам закупки;
- в установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок документов и сведений, не предусмотренных законодательством о контрактной системе;
- в установлении в конкурсной документации требований к участникам закупки, противоречащих принципам контрактной системы в сфере закупок, в части необоснованного ограничения числа участников закупки;
- неверном установлении порядка оценки заявок;
- неверном определении начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик и Уполномоченный орган считают жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей проведения конкурса с ограниченным участием.
1. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
Анализ конкурсной документации показал следующее.
Пунктом 4.3.13 раздела 4 "Порядок подачи, внесения изменений, порядок и срок отзыва заявок, порядок возврата заявок, порядок вскрытия конвертов с заявками в письменной форме и открытие доступа к заявкам в форме электронных документов" части I "Общие условия проведения конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации установлено, что конверты с заявками, поступившие после истечения срока подачи заявок, не вскрываются и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлен порядок возврата конкурсных заявок, следовательно, данный довод является несостоятельным.
2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, конкурсной документацией установлен срок, в течение которого Заказчик, Уполномоченный орган направляет (предоставляет) участнику закупки разъяснения положений конкурсной документации, при этом указанный запрос должен поступить к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Учитывая, что дата окончания поступления запроса о разъяснении положений конкурсной документации является 11.12.2014, с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации установлена 15.12.2014.
3. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Подпунктом 1.7 раздела 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации Заказчиком установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
4. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных видов товаров работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Заказчиком в пп. 2.2 п. 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям:
"Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта:
1) Наличие транспортных средств для перевозки продуктов питания (в количестве не менее 18 шт., с грузоподъемностью не менее 1,5 тонн каждая);
Все машины должны быть изометрическими, прошедшими очистку и санитарную обработку, обеспечивающую сохранение установленных температурных режимов хранения в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. N 26, а так же должны быть оборудованы для перевозки скоропортящихся продуктов.
2) Наличие холодильного оборудования:
- Холодильная камера в количестве 2 шт., с общим объемом хранения не менее 60,0 куб.м, с температурой хранения не выше - 18°С;
- Холодильная камера в количестве 9 шт., с общим объемом хранения не менее 210,6 куб.м, с температурой хранения от 0 до +5°С;
- Холодильный шкаф в количестве 13 шт., с общим объемом хранения не менее 18,2 куб.м, с температурой хранения не выше -18°С;
- Холодильный шкаф в количестве 11 шт., с общим объемом хранения не менее 11,0 куб.м, с температурой хранения от 0 до +5°С;
3) Наличие складских помещений, достаточных для хранения продуктов питания (Площадь помещений для хранения не менее 1 600,0 кв.м, с предельным объемом хранения не менее 2 300,0 куб.м)".
Представителями Заказчика и Уполномоченного органа даны пояснения, согласно, которым данные требования установлены в документации в строгом соответствии с нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" для надлежащего исполнения обязательств по контракту. В свою очередь Заявителем не представлено доказательств обратного.
Таким образом, доводы Заявителя об установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
5. Доводы Заявителя об установлении в конкурсной документации требований к участникам закупки, противоречащих принципам контрактной системы в сфере закупок, в части необоснованного ограничения числа участников закупки не находят своего подтверждения, поскольку Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих данные доводы.
6. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (значимость критерия - 60%), "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40%), при этом предельные величины значимости, а также порядок присвоения баллов по критерию "Квалификация участников закупки" установлены в п. 10 части II конкурсной документации, а именно:
"- Шеф повара - не менее 36 человек (не ниже 5 разряда); Повара - не менее 154 человек (не ниже 3 разряда); Кухонные рабочие - не менее 114 человек; Кладовщики - не менее 53 человек - 100 баллов;
- Шеф повара - менее 36 человек (не ниже 5 разряда); Повара - менее 154 человек (не ниже 3 разряда); Кухонные рабочие - менее 114 человек; Кладовщики - менее 53 человек - 0 баллов".
При этом Заказчиком установлено минимальное количество специалистов, необходимое для оказания услуг, рассчитанное в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС считает, что в рассматриваемом случае, данные доводы жалобы являются несостоятельными.
Оставшиеся доводы жалобы также не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 3, 31, 32, 50, 56 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Андромеда" частично обоснованной в части доводов о неверно установленных требованиях к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2014 г. N 44-2739/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2014