Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2014 г. N 44-2370/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 26879 от 21.11.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) для организации питания в ГБДОУ N 4 Московского района СПб в 2015 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 12.11.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200101814000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 069 961,58 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся:
- в установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе;
- в необъективном описании объекта закупки;
- в установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок документов и сведений, не предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных видов товаров работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Заказчиком в пп. 2.2 п. 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям:
"Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов в следующем объеме, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта:
1) отдельные холодильные камеры, предназначенные для раздельного хранения разных видов продуктов питания совокупным объемом хранения не менее 750 куб. м. в количестве не менее 10 шт., причем каждая холодильная камера должна иметь объем хранения не менее 30 куб. м., в том числе:
-холодильные камеры с поддерживаемым постоянным температурным режимом в диапазоне от 0 °С до минус 18 °С - не менее 3 шт.;
- холодильные камеры с поддерживаемым постоянным температурным режимом в диапазоне от 0 °С до плюс 6 °С - не менее 4 шт.;
2) собственный или арендованный автотранспорт в количестве не менее 10 шт., предназначенный для перевозки продуктов питания, причем каждый автомобиль должен быть оборудован жестким крытым фургоном или изотермическим кунгом, в том числе:
- автотранспорт, оборудованный холодильной камерой с поддерживаемым постоянным температурным режимом в диапазоне от 0 °С до минус 18 °С - не менее 4 шт.".
Представителем Заявителя представлены расчеты, согласно которым объем площадей оборудования для хранения продуктов питания, требуемый Заказчиком в качестве дополнительного требования к участникам закупки, превышает приблизительно в 15 раз фактический объем оборудования, необходимого для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
В свою очередь Заказчиком не представлено обоснования необходимости установления данных требований в указанном объеме к оборудованию (объему холодильных камер, количеству автомобилей) для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе (п. 2 дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных видов товаров работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), выразившееся в установлении Заказчиком предквалификационных требований с нарушением требований законодательства о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 данной статьи документов и информации, не допускается.
Подпунктом "д" п. 27 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, деловая репутация участника закупки.
В п. 11. "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" Специальной части конкурсной документации установлено:
"Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается следующий показатель "Деловая репутаиия участника закупки", раскрывающий содержание критерия опенки и учитывающий особенности оиенки по критерию.
Показатель "Деловая репутация участника закупки" по i-й заявке определяется, исходя из заявленных i-м участником сведений о количестве положительных отзывов заказчиков по исполненным договорам по аналогичным закупкам".
В соответствии с п. 3.3.1.6. раздела 3 части 1 конкурсной документации установлены требования к форме отзыва:
"В случае, если в п. 11 части II (специальной части) настоящей конкурсной документации указан такой показатель критерия оценки заявок на участие в конкурсе, как деловая репутация участника конкурса, подтверждающим документом по которому является положительный отзыв (далее - отзыв) за надлежащее исполнение контрактов (договоров) на оказание соответствующих услуг, такой отзыв должен содержать следующую информацию: полное наименование организаши которой выдается отзыв, номер и дату заключения контракта (договора), реестровый номер контракта из реестра контрактов, заключенных заказчиками (при его наличии), предмет контракта (договора), по которому выдается отзыв, положительное заключение организаши, выдавшей отзыв по итогам исполнения контракта (договора). Отзыв должен содержать наименование организаши его выдавшей, содержать дату его выдачи, подпись, расшифровку подписи (Ф.И.О) и должность лииа официально уполномоченного на подписание подобных документов (в случае если документ подписан лииом, заменяющим руководителя, к документу прикладывается копия документа, подтверждающего полномочия подписавшего документ лииа). печать и телефон, организации выдавшей отзыв".
Необходимо отметить, что форма отзыва законодателем не установлена и является добровольным в свободной форме волеизъявлением компании-контрагента. Установление требования к форме отзыва ограничивает круг участников размещения заказа, получивших положительные отзывы, но несоответствующие форме отзыва, указанной в конкурсной документации.
Согласно порядку оценки заявок: "Сведения, содержащиеся в отзыве, должны в обязательном порядке подтверждаться, входящими в состав заявки участника конкурса, копиями следующих документов: надлежаще исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями и всех оформленных актов поставки товара к нему".
Заказчик в конкурсной документации указывает, что деловая репутация оценивается по количеству положительных отзывов, раздел "опыт исполнения аналогичных договоров" в конкурсной документации отсутствует.
Для оценки заявки достаточно предоставление отзывов участника закупки по исполненным контрактам. Также порядком оценки заявок предусмотрено следующее условие:
"Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, оплачены получателем услуг, в решках исполнения по которому отсутствуют судебные решения, не вынесенные в пользу участника".
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 утверждены Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Согласно ч. 6 ст. 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Отличие конкурса с ограниченным участием от открытого конкурса состоит в том, что к участникам первого Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования. В ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе приводится возможный перечень таких требований, однако он не является закрытым. Дополнительными требованиями являются, в частности, наличие опыта исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне, наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта (договора) оборудования и других материальных ресурсов. Соответствие указанным требованиям участники должны отражать в заявке на участие в конкурсе. Дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя о необъективном описании объекта закупки не нашли своего подтверждения.
Таким образом, жалоба является частично обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам конкурса с нарушением требований законодательства о контрактной системе и об установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок документов и сведений, не предусмотренных законодательством.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 32, 51, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Союз" частично обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком предквалификационных требований к участникам конкурса с нарушением требований законодательства о контрактной системе и об установлении Заказчиком требования о предоставлении участниками в составе заявок документов и сведений, не предусмотренных законодательством.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 51, ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 ноября 2014 г. N 44-2370/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2014