Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 декабря 2014 г. N 384
Резолютивная часть решения объявлена 10.12.2014 Чита, ул. Лермонтова, 14
Полный текст решения изготовлен 15.12.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе:
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти членов комиссии: Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, Макаровой С.П. ведущего специалиста этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Форвард" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком ГУЗ "Краевая детская клиническая больница" уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (молочная продукция) (реестровый N 0191200000614008490),
в присутствии представителя уполномоченного органа Мусихина И.В. (доверенность от 09.10.2014); представителей заказчика Морозовой Н.А. (доверенность от 09.12.2014), Озерской Н.А. (доверенность от 09.12.2014), Трифоновой Т.В. (доверенность от 26.06.2014); представителя ООО "Форвард" Степановой Н.Ю. (доверенность от 14.012.2014),
УСТАНОВИЛА:
04 декабря 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Форвард" на положения аукционной документации на поставку продуктов питания (молочная продукция) (реестровый N 0191200000614008490). Из существа жалобы следует, что в один лот необоснованно объединено 6 наименований товаров молочной продукции в отношении таких товаров как молоко, сметана, творог кроме требований к качеству продукции необоснованно установлено требование к упаковке указанной продукции, а именно ограничение по фасовке для молока - 1 литр, для сметаны 0,5 кг, для творога - 0,5 кг. Заявитель считает, что установленные заказчиком требования ограничивают число участников закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Участник закупки просит признать незаконным положения пункта 21 аукционной документации в части установления требований к упаковке (фасовке) молочных продуктов: молока, сметаны, творога и укрупнению лота за счет включения в него шести наименований молочной продукции: молоко, сметана, творог, кефир, снежок, йогурт.
Представители уполномоченного органа считают доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
При описании объекта закупки должны соблюдаться правила, предусмотренные статьей 33 Федерального закона. Однако данной нормой детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретнее требования к товару, руководствуясь приоритетом собственной потребности в таком товаре.
Согласно статье 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Судебная практика, практика контролирующих органов при уценке правомерности установления тех или иных требований исходит из того, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей, поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, влекут ли требования ограничение кисла участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.
Объект закупки (молочная продукция), для целей рассматриваемого аукциона, не имеет индивидуально-определенного производителя (поставщика) такого товара, в своем описании не содержит указания даже косвенно на производителя. Требуемая упаковка (фасовка) товара отвечает потребности заказчика и обеспечена неограниченным числом потенциальных производителей (поставщиков), осуществляющих свою деятельность на продовольственном рынке Российской Федерации,
На участие в аукционе были поданы три заявки. По итогам рассмотрения первых частей заявок - два участника допущены до участия в аукционе, одному отказано в допуске к участию (описание предлагаемого к поставке товара не соответствует описанию объекта закупки, указанному в документации о проведении аукциона).
Представитель уполномоченного органа просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Представители государственного заказчика поддержали позицию уполномоченного органа и пояснили следующее.
Согласно статье 12 Закона о контрактной системе, заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из системного анализа пункта 1 части 1 статьи, части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции следует, что заказчик вправе включить в документацию требования к характеристикам, размерам, упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Вышеуказанным законом не предусмотрены ограничения по включений в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обязанность заказчика обосновать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Молоко, сметана, творог, кефир, снежок, йогурт согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) с изменением 5/2012 ОКПД, молочной продукцией и относятся к одной группе 15.51, именно по этой причине указанные продукты питания и были объединены в один лот.
При формировании заявки рассмотрено три коммерческих предложения от разных фирм-поставщиков, в частности, ООО "РостАнт" от 21.10.2014 г.. ИП Скажепова Т.Н. от 20.10.2014 г. и ООО "ТК-Забайкалье" от 20.10.2014 г., в которых были указаны все продукты питания, являющиеся предметом закупки, которые поставщики могут поставить.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" молоко и продукты его переработки, предназначенные для реализации, должны быть расфасованы, упакованы в тару и (или) упаковки, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и продуктов его переработки в течение срока их годности. Каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при необходимости листок вкладыш или ярлык, содержащие информацию для потребителей в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.
Требования к упаковке (фасовке) молочной продукции были изложены в соответствии с заявкой пищеблока. Учитывая то, что данные продукты питания являются скоропортящимися и приобретаются для детей, находящихся на лечении в стационаре, указанная упаковка (фасовка) является наиболее оптимальной для приготовления блюд. Фасовка сметаны, творога в количестве 0,5 кг наиболее удобна для заказчика и практична в использовании.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и максимального удовлетворения потребностей заказчика.
Представители государственного заказчика просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
12 ноября 2014 года уполномоченным органом для нужд заказчика размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (молочная продукция) (реестровый N 0191200000614008490).
Начальная (максимальная) цена контракта 5 258 160,00 рублей.
В соответствии с Порядком взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544, Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
Наименование, описание объекта закупки и количество товара установлены в разделе 21 аукционной документации, в соответствии с которым заказчику требуется поставить:
21. Наименование, описание объекта закупки и количество товара.
N |
Наименование товара |
Количество |
ед. изм. |
Характеристики |
1 |
молоко |
60000,000 |
Литр; Кубический дециметр |
Молоко питьевое, массовая доля жирности- не менее 3,2%. Твердая упаковка (т/п) - 1л. |
2 |
сметана |
1800,000 |
Килограмм |
жирность не более 20 %, консистенция однородная, вкус и запах - чистые кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, в герметичной упаковке без деформаций, фасовка 0,5 кг. |
3 |
творог |
4500,000 |
Килограмм |
жирность не более 9 %, консистенция мягкая, рассыпчатая, вкус и запах - чистые кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, масса не замороженная, в герметичной упаковке , фасовка 0,5 кг. |
4 |
кефир |
1800,000 |
Килограмм |
жирность не менее 2,5 %, на вкус кисловатый, в твердой герметичной упаковке без деформаций, фасовка: от 450 до 1000 гр. |
5 |
снежок |
4800,000 |
Килограмм |
жирность - не менее 2,5%, на вкус кисло-сладкий, в твердой герметичной упаковке, без деформаций, фасовка: от 450 до 1000 гр. |
6 |
йогурт |
9000,000 |
Килограмм |
жирность не менее 2,5 %, на вкус сладкий, с фруктово-ягодным наполнителем, в твердой герметичной упаковке, без деформаций, фасовка: от 450 до 1000 гр. |
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 05.12.2014 на участие в аукционе поступило 3 заявки, две из которых соответствуют требованиям законодательства и допущены для участия в аукционе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (молочная продукция) размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Краевая детская клиническая больница".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Исходя из требований пункта 21 аукционной документации, потребность заказчика усматривается в частности в - молоке фасовкой 1 литр, сметане фасовкой 0,5 кг, твороге фасовкой 0,5 кг. На заседании комиссии заказчик обосновал свою потребность в молочной продукции данной фасовки.
Довод заявителя о том, что установленные заказчиком требования к товару ограничивают число участников закупки признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ООО "Форвард", а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанное опровергается также фактом поступления двух соответствующих аукционной документации заявок.
Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к фасовке для молока, сметаны, творога не ограничивают круг участников закупки и не усматривает в действиях государственного заказчика нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также, Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе при объединении заказчиком в один лот шести наименований молочной продукции.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Форвард" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В.Терешина
Члены Комиссии: В.В.Борисова
С.П.Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 декабря 2014 г. N 384
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2014