Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2014 г. N 770-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Жилой массив", в присутствии:
- представителя Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кыштымский" Челябинской области (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории городов Кыштыма и Карабаша), действующего на основании доверенности N 21 от 12.12.2014,
- члена аукционной комиссии Решетникова В.В.
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительная компания Жилой массив" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0369100011114000044 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Кыштымский" Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.11.2014 Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кыштымский" Челябинской области (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории городов Кыштыма и Карабаша) объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 580 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 01.12.2014 в 08:00.
Состав единой комиссии утвержден начальником Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кыштымский" Челябинской области (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории городов Кыштыма и Карабаша) от 17.01.2014 исх. N 48.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Жилой массив" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что аукционная комиссия неправомерно отстранила от участия в аукционе заявителя в виду того, что по отдельным позициям материалов, используемых в ходе проведения работ, указаны применяемые материалы на выбор, которые будут согласовываться с заказчиком в ходе исполнения контракта, в связи с чем отказ в допуске к участию в аукционе является необоснованным.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Заявка ООО "Строительная компания Жилой массив" правомерно отклонена от участия в аукционе, поскольку в заявке не представлены конкретные характеристики товара, что не соответствует требованиям документации о закупке.
Таким образом, действия аукционной комиссии соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 01.12.2014 (далее -протокол) заявка ООО "Строительная компания Жилой массив" (порядковый номер заявки N 5) отклонена ввиду не предоставления сведений, предусмотренных документацией об аукционе, а также предоставления недостоверных сведений по ряду позиций материалов в нарушение пункта 1 части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В пункте 14 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 2 к информационной карте).
При этом, в инструкции по оформлению первой части заявки указано, что характеристики "максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки" указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений.
При этом, как следует из инструкции возможность указания конкретных показателей в виде диапазона значений возможно, если такие характеристики сопровождаются словами "не более, не менее и др." и такое указание предусмотрено технической документацией производителя.
В Приложении N 2 к информационной карте содержится таблица, в которой отражены требования к товару, используемому при выполнении работы в отношении таких позиций как:
- плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен - термическая стойкость глазури 1250 С (поз. 1 ТЗ);
- краска для наружных работ - марка МА-015 или ПФ-014 (поз. 4 ТЗ);
- шурупы с шестигранной головкой" - 12(10)*70 мм (диаметр, длина) (поз. 15 ТЗ);
- шкурка шлифовальная двухслойная" - зернистость 40-25 (поз. 18 ТЗ);
- шпаклевка - фасовка 25 кг или 5 кг (поз. 22 ТЗ);
- болты с гайками и шайбами строительные" М12-М14 (поз. 23 ТЗ);
- сталь полосовая" - ширина 50-200 мм (поз. 24 ТЗ);
- растворитель марка Р4 (поз. 46 ТЗ).
Первая часть заявки заявителя по указанным позициям не содержит конкретные показатели характеристик предлагаемых материалов, а также содержит показатели, не соответствующие требованиям документации, а именно:
- плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен - техническая стойкость глазури 1250 С;
- краска для наружных работ - марка МА-015, ПФ-014;
- шурупы с шестигранной головкой - 8(10)*70 мм (диаметр, длина);
- шкурка шлифовальная двухслойная" - зернистость 40-25;
- шпаклевка - фасовка 25 кг и 5 кг;
- болты с гайками и шайбами строительные" М12-М14;
- сталь полосовая - ширина 50-200 мм;
- растворитель марка Р4 - отсутствует в заявке заявителя.
Таким образом, указанные показатели не представляют собой конкретные значения товара, в отношении которого, исходя из содержания требований к составу первой части заявки (пункт 14 информационной карты), необходимо предоставить точные показатели.
При этом, в заявке данные характеристики материалов не сопровождаются словами "в соответствии с технической документацией производителя", что позволило бы указать конкретный показатель в виде диапазона значений.
Кроме того, по ряду материалов (плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, растворитель марки Р4) в заявке отсутствуют сведения о характеристиках (материалах) требуемых заказчику.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что ряд оснований отклонения заявки указан аукционной комиссией неправомерно.
Так, в отношении материалов: шурупы с полукруглой головкой (поз. 14 ТЗ), линолеум коммерческий (поз. 104 ТЗ), лента полимерная (фторопластовая) для сварки линолеума (поз. 34 ТЗ) заявителем указаны конкретные показатели материалов, соответствующих требованиям заказчика, при этом указание в отношении линолеума на цвет материала не противоречит требованиям документации и является дополнительной характеристикой, которую участник закупки вправе указать в составе первой части заявки.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для отклонения заявки заявителя по указанным позициям.
Указание аукционной комиссией на то, что по ряду позиций (шпаклевка, клей для облицовочных работ водостойкий, грунтовка для внутренних работ и т.д.) на то, что участник закупки не указал конкретный товарный знак материала, противоречит требованиям как подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пункту 14 информационной карты, в соответствии с которыми товарный знак указывается участником только при его наличии на товар.
При этом, аукционной комиссией не представлено доказательств того, что на предлагаемый заявителем товар имеется товарный знак, что свидетельствует о неправомерности отклонения такой заявки.
Отклонение заявки заявителя в связи с предоставлением недостоверных сведений в части указания производителя цемента расширяющегося - ЗАО "МКЗ", характеристик смеси штукатурной для внутренних и наружных работ, не подтверждается материалами дела, в связи с чем аукционная комиссия также неправомерно отклонила заявку по указанному основанию.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
При этом принимая во внимание, что по ряду позиций применяемых материалов участник закупки предоставил сведения, не соответствующие требованиям документации об аукционе, у аукционной комиссии имелись основания для отказа в допуске к участию в аукционе заявителю.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Строительная компания Жилой массив" по причине ее несоответствия требованиям документации о закупке на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, является правомерным.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В извещении о закупке отсутствуют конкретные требования о соответствии участника такого аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанному требованию в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 14 информационной карты содержится требование о соответствии участника закупки пункту 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части подтверждения правомочности участника закупки, вместе с тем, указанное положение Закона о контрактной системе утратило силу в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
При этом документация об аукционе размещена на официальном сайте 26.11.2014, что возлагало на заказчика обязанность руководствоваться Законом о контрактной системе с внесенными изменениями.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе содержится незаконное требование о соответствии участника закупки пункту 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в нарушение части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не установлены конкретные требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, при этом ссылка в пункте 18 информационной карты на указанную статью не раскрывает требования, установленные к участнику закупки с учетом специфики объекта закупки и выбранного способа определения поставщика.
3. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в разделе 5 проекта контракта не указаны срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ, а также срок оформления результатов такой приемки, что не позволит определить порядок исполнения заказчиком обязательств по оплате работ, являющихся предметом контракта и обусловленных подписанием справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта выполненных работ (форма КС-2).
4. В нарушение пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации, извещении о проведении закупки и пункте 6.7 проекта контракта установлено противоречивое требование в части размера обеспечения исполнения контракта, а именно: в документации об аукцион указан размер обеспечения - 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, тогда как в проекте контракта установлен 5% размер обеспечения исполнения контракта, что не позволит заключить контракт на условиях документации об аукционе.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
Указание в разделе 8.1 проекта контракта, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по 31 декабря 2014 года, фактически содержит два срока действия контракта, обусловленных как конкретной датой, так и событием, которое должно неизбежно наступить, что не позволяет определить фактический срок действия контракта
Таким образом, из проекта контракта невозможно определить срок действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Из содержания указанной нормы следует, что дата начала подачи заявок должна совпадать с датой размещения извещения о проведении аукциона, что обеспечивает возможность участникам закупки реализовать свое право на подачу заявки с момента опубликования сведений о закупке.
Вместе с тем, дата опубликования извещения о закупке - 26.11.2014 в 18:09, тогда как дата начала подачи заявок указана 27.11.2014 в 08:00, что противоречит части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начало подачи заявок - 27.11.2014 в 08 часов 00 минут.
Окончание срока подачи заявок: 01.12.2014 в 08 часов 00 минут.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Принимая во внимание, что срок подачи заявок на участие в аукционе включает 28, 29, 30 ноября 2014, 01,02,03,04 декабря 2014 года (семь полных календарных дней), то окончанием срока подачи заявок должно быть 05.12.2014.
Таким образом, заказчик, в нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, сократил срок подачи заявок на участие в аукционе.
На основании изложенного Комиссия, основываясь на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь требованиями закона, а также принципами добросовестности, разумности, справедливости и эффективности осуществления закупок с учетом того, что на участие в аукционе подано 5 заявок, две из которых допущены к участию в аукционе и приняли участие в торгах, по результатам которых снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %, приходит к выводу о том, что сокращение срока подачи заявок не повлияло на результаты торгов с точки зрения фактического влияния на конкурентную среду.
Таким образом, комиссия принимает решение выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при заключении контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Строительная компания Жилой массив" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1,5 статьи 31, пункта 2 части 1, пунктов 2,8 части 1, части 4 статьи 64, части 2 статьи 63, пункта 8 стать 42, части 7 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А.Ливончик
Члены Комиссии А.С. Субботина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2014 г. N 770-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2014