Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2014 г. N 802-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу гражданина (вх. N 18829 от 08.12.2014) (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической охране имущества, обеспечению общественного порядка и пресечению противоправных действий в помещениях и на территории ГБУЗ "ОКБ N3" (извещение N 0369300019214000803), в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее - Заказчик, ГБУЗ "ОКБ N 3") (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 10.01.2014 N 1, от 18.03.2014 N 10, в отсутствие гражданина,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 03.12.2014 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 20.11.2014 извещения о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта- 5 475 000 рублей.
Решением Комиссии Челябинского УФАС России о возврате жалобы N 760-ж/2014 от 03.12.2014 жалоба возвращена гражданину на основании пункта 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку не подписана гражданином, но принято решение о проведении внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемого Аукциона.
08.12.2014 гражданин направил в Челябинское УФАС России подписанную собственноручно жалобу на действия Заказчика с идентичным содержанием с жалобой от 03.12.2014, принята антимонопольным органом к рассмотрению.
По состоянию на 12.12.2014 определение поставщика находится на стадии проведения Аукциона, контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы, Заявитель жалобы полагает, что Заказчиком неправомерно установлена в документации об Аукционе следующая информация:
1) в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе установлена начальная (максимальная) цены контракта в размере 5 475 000 рублей, тогда как размер финансирования составляет только 3 984 630 рублей;
2) пункты 2.1, 4.1 Технического задания содержат требования о наличии действующей лицензии согласно Российской газете N 100 от 30.04.2014, однако указанный номер невозможно найти;
3) пункт 3 Технического задания документации об Аукционе содержит требование, согласно которому исполнитель обязан предупреждать нанесение вреда жизни и здоровья работников ГБУЗ ОКБ N 3 в зданиях учреждения и на прилегающей к ним территории, тогда как список зданий не указан и в соответствии с пунктом 1 Технического задания документации об Аукционе необходимо охранять только главный корпус и КПП, не определено, что понимает Заказчик под прилегающей территории;
4) пункт 3 Технического задания документации об Аукционе содержит требование о том, что исполнитель должен обеспечивать аудио- и видеозапись событий в зоне постов охраны, однако указанные услуги не относятся к охранным, не указано кому должно принадлежать оборудование Заказчику или Исполнителю.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, и на заседании антимонопольного органа пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, требования к участникам закупки установлено в документации об Аукционе, начальная (максимальная) цена контракта установлена на основании расчета по результатам применения метода сопоставимых рыночных цен.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы гражданина и обращения гражданина, пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с частью 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе указывается начальная (максимальная) цена контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Часть 2 статьи 22 Закона о контрактной системе предусматривает, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ услуг.
В силу части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Из представленных Заказчиком на заседание антимонопольного органа документов следует, что при обосновании начальной (максимальной) цена контракта Заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом направлял запросы на получение коммерческих предложений, не содержащие информацию об имеющихся у Заказчика лимитов бюджетных обязательств на планируемую закупку, а также информацию о размере и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует о получении информации о цене услуг без учет коммерческих и (или) финансовых условий закупки, что является нарушением части 3 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, информация о цене услуги получена без учета цены контракта за общий объем услуг, поскольку в коммерческих предложениях ООО ЧОО "Виктория", ООО ОП "Бекс-Техно", ООО ОП "Витязь-6" содержится информация только за стоимость единицы услуги исходя из одного поста охраны (по сути человек/час), что является нарушением части 3 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что установление Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и в пункте 10 Информационной карты документации об Аукционе начальной (максимальной) цены контракта в размере 5 475 000 рублей при условии наличия лимитов бюджетных обязательств в размере только 3 984 630 рублей, что подтверждается сметой доходов и расходов на 2015 год, свидетельствует о нарушении Заказчиком части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Установленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе могут привести к заключения контракта по цене, превышающей лимиты бюджетных обязательств, отведенных на осуществление рассматриваемой закупки.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги) требований к участнику закупки, а также требований к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно в Техническом задании (Приложение N 1 к Информационной карте документации об Аукционе) установлены следующие требования:
1) к персоналу исполнителя (участника закупки), а именно охранники должны иметь разряд не ниже 5, обладать квалификацией, знать действующие нормативные документы по вопросам организации охраны, иметь официальное трудоустройство, наличие средств (наручники, ПР, газовые баллончики, фонари) и средства радиосвязи);
2) к техническим средствам охраны, а именно: средства радиосвязи должны быть сертифицированы, на использование радиочастоты оформлено разрешение, 4 камеры наблюдения на пост, средства видеофиксации;
3) к средствам усиления охраны на случай экстренных ситуаций, а именно: автомашины экипажей группы быстрого реагирования должны иметь цветографические знаки принадлежности к организации исполнителя, экипаж группы быстрого реагирования должен состоять из трех вооруженных охранников, наличие в управленческом аппарате исполнителя специально выделенных сотрудников, проводящих проверки несения службы на объектах охраны, не менее 2-х автомобилей для доставки персонала на объекты и организации проверки несения службы, и т.д., которые являются требованиями к персоналу участника закупки, производственным мощностям и другим ресурсам, необходимым для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
3. В нарушение частей 1,3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и пунктом 5 Информационной карты документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по физической охране имущества, обеспечению общественного порядка и пресечению противоправных действий в помещениях и на территории ГБУЗ "ОКБ N 3".
Статьей 3 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о ЧДиОД) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 1.1 Закона о ЧДиОД определено, что внутриобъектовый режим - это порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности.
Статьей 12.1 Закона о ЧДиОД предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона о ЧДиОД, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (часть 1 статьи 11 Закона о ЧД и ОД).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона о ЧД и ОД частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Следовательно, включение в один лот охранных услуг и услуг по установке оборудования для видеонаблюдения, аудиозаписи, ведение видео- и аудиозаписи является нарушением частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
4. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 3-5,7,9 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении Аукционе не установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тогда как в Информационной карте документации об Аукционе указанные требования к участникам закупки присутствуют.
5. В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 24 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что обеспечение исполнение контракта участники закупки могут представлять в виде передачи заказчику денежных средств в форме вклада (депозита).
Однако частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в качестве обеспечения исполнения контракта установлен такой способ как внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
6. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и пункте 19 Информационной карты документации об Аукционе не установлен вид услуг, на оказание которых участники закупки обязаны иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом о ЧДиОД.
7. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 17 Информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в Аукционе декларации о наличии действующей лицензии на право заниматься оказанием охранных услуг, поскольку предоставление такой декларации законодательством о контрактной системе не предусмотрено, а также не предусмотрено представление участникам закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом о ЧДиОД.
8. В нарушение части 1 статьи 64, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к обеспечению исполнения контракта в соответствии с частями 2,3 статьи 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры) и порядке предоставления такого обеспечения исполнения контракта.
9. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сроки приемки оказанных услуг, сроки и порядок оформления результатов приемки оказанных услуг.
10. В силу части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт по результатам Аукциона заключается на условиях извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе, заявки участника закупки.
Спецификация (Приложение N 1 к контракту) не содержит сведения об объеме услуг, требованиях Заказчика к таким услугам, фактически отсутствует предмет контракта, что может привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
11. Довод жалобы, в части указания в Техническом задании документации об Аукциона на источник, в котором опубликован Закон о ЧДиОД "Российская газета, N 100, 30.04.2012", признать необоснованным, поскольку данная информация в документации указана Заказчиком только с целью идентификации соответствующего нормативно-правового акта, не несет в себе информации, влекущей ограничение количества участников закупки, поскольку Закон о ЧДиОД доступен в любой базе данных, например, Консультант Плюс, Гарант и в сети "Интернет".
12. В нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания пункт 3 Технического задания документации об Аукционе невозможно установить, что Заказчик понимает под зданиями учреждения и прилегающей территории, по каким причинам исполнитель обязан оказывать услуги во всех зданиях учреждения, если в объекте закупки оговорены только помещения главного корпуса и КПП, что влечет невозможность определения потребности заказчика и соответственно Объекта закупки.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы гражданина на действия Заказчика в части пункта 2 жалобы (по указанию источника официального опубликования Закона о ЧДиОД) необоснованными, в остальной части обоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 22, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пунктов 2, 8 статьи 42, пункта 1 части 1, частей 2, 3 статьи 33, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1,3-5,7,9 части 1, части 5 статьи 31, части 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Заказчику, Аукционной комиссии по Аукциону, оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2014 г. N 802-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2014